Новый, свободный театр должен играть новую или, во всяком случае, не очень старую драматургию. Таким образом, театр «Свободная сцена», основанный и руководимый Дмитрием Богомазовым, поставил пьесу Эжена Ионеско «...Урок».
Ионеско — это одна из центральных фигур так называемого театра абсурда, который театроведы советской эпохи не обвиняли разве что в людоедстве — видимо, просто потому, что он был слишком известным и популярным. Именно благодаря пьесам этого французского драматурга румынского происхождения, а также произведениям Сэмюеля Беккета, Гарольда Пинтера (недавно награжденного Нобелевской премией в области литературы), Жана Ануя, Славомира Мрожека и других, на Западе после Второй мировой войны возникла чрезвычайно мощная драматургия, которая радикально отличалась от классического корпуса театральных текстов — и сюжетами, и языком, и героями, и требованиями к режиссуре.
Пьесы Ионеско требуют нестандартного мышления и от постановщиков, и от исполнителей — и именно с учетом этого нужно рассматривать спектакль «Свободной сцены». Сценическое пространство почти пустое, есть только необходимый реквизит, например, стол и стулья, и еще — черный занавес, расписанный белыми буквами, напоминающий школьную доску и в интермедиях перекрывающий сцену по диагонали. Основная нагрузка, таким образом, ложится на актеров, которые при таких условиях постоянно находятся словно на крупном плане, в фокусе зрительского внимания. Тем более, что «...Урок» — пьеса немноголюдная, всего три персонажа: учитель-убийца, ученица-жертва и служанка. Сама работа называется «Сегодня играем урок», чем постановщик Лариса Парис сразу отмечает: все, что происходит на сцене, имеет подчеркнуто условный, игровой характер.
И потому например, количество исполнителей — и, соответственно, героев — увеличено вдвое. А в основной текст добавлен еще пролог (исследование Вадима Скуратовского о французской драматургии), комментарий в середине (рассуждения Жана Ануя о трагедии и комедии) и эпилог, которые играет молодой актер Александр Комаренко, он же в конце довольно остроумно перевоплощается в Служанку. Сама пьеса таким образом превращена в двухактную.
Была ли необходимость в таких жестах отстранения— имею в виду именно комментарии? В координатах игры, заявленной режиссером — скорее всего, да. Но все эти речи о сущности театра должны были содержать главный компонент спектакля — то есть игру — в не меньшем, даже в большем количестве, нежели другие эпизоды. Дело не в том, что Комаренко — слишком молодой или слишком неопытный исполнитель, просто ему нужно было дать несколько другой рисунок роли — возможно, более драматический или, наоборот, гротескный (это, кстати, у него могло бы получиться). В любом случае, без этого игрового разнообразия все его выходы превратились в этакие статичные ученые разглагольствования, которые очень тормозили и сбивали ритм спектакля.
В общем, проблема «Сегодня играем урок», если уподоблять спектакль живописному полотну, — это слишком крупные мазки. То есть слишком упрощенное или чрезмерное применение тех или иных сценических средств. И самый заметный пример здесь — музыка. Она начинает звучать с первых же минут спектакля и, за редкими исключениями, не умолкает. Ее не просто много — она часто действительно мешает, например, полностью заглушая то, что говорят актеры, или разрушая атмосферу эпизода. Местами же этот звуковой излишек, откровенно говоря, начинает раздражать. Неужели трудно было задействовать если не композитора, то хотя бы человека, более-менее опытного именно в подборе музыки к спектаклям?
Из других подобных излишеств — появление служанки (Полина Войневич) сразу в начале спектакля в красном платье, с корзиной, из которой торчит забрызганный той же красной краской (!) нож. Понятно, что в развязке будет применен именно нож. Но, простите, вывешивать согласно известной сценической сентенции ружье, из которого идет бутафорский дым, на стене в первом акте ради того, чтобы выстрелить из него в последнем, — это уже, мягко говоря, ошибка.
При всех этих недостатках, при постоянных потерях в ритме, в атмосфере, в настроении — в данной версии «...Урока» есть один мощный компонент, спасающий спектакль. Это — исполнительницы, для каждой из которых постановщиком найдена задача, адекватная способностям актрисы. Если режиссерская концепция спектакля как непрерывного обыгрывания всех ситуаций и реплик находит свое воплощение, то именно благодаря этой троице — Полина Войневич, Екатерина Кочан, Яна Соболевская (последние две — Ученица). То есть, они делают в этом спектакле все не только за себя, а иногда даже за других. Прыгают и падают, танцуют и гримасничают, соблазняют и капризничают, катаются по полу и ругаются. И все это — с блеском, легкостью и пылом, достойным великой комедии дель арте; все время своего существования на сцене они используют максимально полезно для спектакля и, в конечном итоге, для зрителя. Особенно хочется отметить Екатерину Кочан — пластичную и яркую исполнительницу, которая умеет быть и по-женски очаровательной, и характерно смешной в то же время.
Главное же — даже в своих недостатках «Сегодня играем урок» — это спектакль, сделанный людьми, мыслящими о театре именно современными категориями, для которых Ионеско, драматургия абсурда, новейшая режиссура — не иностранная диковина, а образ существования. И это, наверное, фундаментальное преимущество нового спектакля «Свободной сцены» на фоне театрального пейзажа Киева.