В Кировограде активисты партии «Рідне місто» и ОО «Рідний Кіровоград» ведут информационную кампанию, с рекламних щитов и с палаток с призывом к горожанам «поддержать местный референдум» и «поставить подпись под обращением к ВРУ с требованием внести изменения в законодательство», чтобы «осуществить переименование города исключительно путем местного референдума».
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Инструментом опроса кировоградцы успели воспользоваться в 2000 году, когда 16 апреля вместе со Всеукраинским референдумом было решено провести местный референдум. В нем приняли участие только те граждане, которые имели кировоградскую прописку. Им было предложено определиться: оставить городу действующее название — Кировоград, поддержать предложения о присвоении областному центру другого названия или поддержать возвращение городу имперского названия Елисаветград. В списки было внесено 205338 жителей города, приняли участие в местном референдуме 119591, то есть 58,24 процента. 70,88 процента участников местного референдума проголосовали за то, чтобы оставить название «Кировоград». Почти поровну было сторонников двух других предложений.
Вторая попытка переименования города состоялась 22 октября 2008 года, когда депутаты Кировоградского городского совета проголосовали за проведение нового референдума относительно возвращения городу одного из исторических названий — Елисаветград. Провести референдум было запланировано одновременно с досрочными парламентскими выборами, однако, поскольку решение о проведении досрочных выборов в ВР принято не было, референдум так и не состоялся.
И вот, 6 ноября 2012 года Закон Украины «О всеукраинском и местных референдумах» утратил силу на основании Закона Украины «О всеукраинском референдуме», которым не регламентируются вопросы порядка организации и проведения местных референдумов.
Верховная Рада, которая уже тогда была под полным контролем Януковича, сделала невозможным проведение местных референдумов вообще, а сам механизм референдума превратила в профанацию народного опроса. Если объяснить в нескольких словах, то новым законом можно бесконтрольно организовать исключительно те решения, которые нужны его организатору. А организатором может выступить лишь власть.
РЕФЕРЕНДУМ О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ КИРОВОГРАДА
Относительно кампании в агитационных палатках в Кировограде. Через страницу в facebook я поинтересовался у Андрея Табалова и Александра Шамардина: «Какие именно изменения в законодательство предлагаются? Есть ли уже готовый законопроект, который вы предлагаете принять? Поскольку партия «Рідне місто» не представлена в ВР, можете ли назвать фамилию депутата (депутатов?), который внесет ваш законопроект на рассмотрение ВРУ? Когда вы планируете внести ваш законопроект на рассмотрение ВРУ, и когда он, по вашему мнению, может быть проголосован?»
Есть ряд эффективных инструментов, которые общественность удачно использует для продвижения тех или иных законодательных изменений. Ими, обычно, пользуются активисты самой известной и самой авторитетной общественной коалиции «Реанімаційний пакет реформ» (Закон о декоммунизации, который предлагают изменить представители «Рідного Кіровограду», также был разработан экспертами одной из групп РПР).
Для успешного продвижения законодательной инициативы необходимо, прежде всего, понимать, что именно стоит изменить, какие конкретные законы. Необходимо разработать собственный законопроект и заинтересовать в нем депутатов из разных фракций, которые бы имели достаточно авторитета для того, чтобы убедить руководство фракций и ВР поставить законопроект в повестку дня сначала профильного комитета, потом — самой Верховной Рады, и, что самое сложное, убедить большинство нардепов его поддержать.
Поскольку изменения в законе — это вопрос не региональный, а национальный, то и усилия стоит направлять не на жителей одного населенного пункта, а на конкретных законодателей.
Политики ответили на следующий же день в той же форме — в виде заметки на странице в ФБ. Процитирую самую главную часть ответа:
«Мы предлагаем народным депутатам, внести изменения в закон о декоммунизации, то есть закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режимов и запрещение пропаганды их символики»». Указать, что решение о переименовании города принимаются после проведения местного референдума, имея мнение абсолютного большинства громады. А не после проведения общественных слушаний как сейчас.
В случае, если народный депутат не сможет подготовить текст законопроекта самостоятельно, мы готовы оказать юридическую поддержку и написать для нардепов текст законопроекта, у нас есть соответствующие специалисты».
Как видно из ответа, инициаторы не имеют готового законопроекта, который бы они хотели принять. По их мнению, изменять стоит лишь Закон «О декоммунизации». Но очевидным является тот факт, что этого изменения будет мало для проведения референдума.
Маловато будет даже принятия нового закона о местных референдумах, ведь, напомню, активисты требуют провести этот референдум одновременно с местными выборами, что не предусмотрено соответствующим законом «О местных выборах».
А теперь подумаем о времени. До местных выборов осталось менее двух месяцев. Сколько времени необходимо для принятия нового Закона о местных референдумах и изменений к еще двум законам? Для этого необходимо его написать, внести на рассмотрение ВРУ, рассмотреть в профильном и смежных комитетах, пройти первое, второе, возможно, даже третье чтение, дальше дождаться подписи Председателя ВРУ, а затем — подписи Президента и обнародования в «Голосе Украины». Обычно, на принятие одного законопроекта уходит около полугода.
Конечно, это можно сделать и намного быстрее, однако для этого необходима политическая воля и очень большое желание Президента и всех членов парламентской коалиции. Но инициатором такого закона должен выступать или сам Президент, или хотя бы лидер одной из парламентских сил. Самостоятельно же Андрей Табалов не смог бы пролоббировать такие законы даже в статусе нардепа.
То есть внести законопроект во ВРУ — это никоим образом не проблема, а вот получить на выходе закон — еще и какая!
ДИСКУССИИ ДОЛЖНЫ ВЕСТИ НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ И ЭКСПЕРТЫ
Следовательно, сегодня тема переименований будет широко использоваться на местных выборах. Одна часть политических сил будет предлагать собственные варианты переименований, другая будет призывать протестовать против декоммунизационных процессов.
Проведение референдума или общегородского опроса одновременно с местными выборами вряд ли возможно. Оно выгодно скорее реакционным пророссийским силам, которые поддерживают возвращение имперских названий, а последние, к сожалению, до сих пор пользуются популярностью. Если же оно таки состоится в любой форме — не будет иметь никакого юридического веса, ведь город будет переименовывать Верховная Рада.
Бывшие коммунисты и другие левые, понятно, будут критиковать саму идею декоммунизации, пугая граждан невероятными расходами на «ненужные» вещи. Представители Оппозиционного блока и большинство кировоградских бывших регионалов, которые перекочевали в другие партии, наверное, будут агитировать за Елисаветград; «Батьківщина» и «Свобода» — за Златопиль; некоторые другие национально-патриотические силы, возможно, за Ингульск. Свой вариант нового названия может иметь каждая партия и каждый кандидат в городские головы.
Однако, будет ли способствовать это единству наших граждан? Не получим ли мы еще один «раскол» в обществе? Шансы на это достаточно высоки.
Так что же тогда делать? Отложить декоммунизацию до лучших времен? Ни в каком случае! Это дело необходимо, в конечном итоге, довести до логического завершения. И дискуссии также нужны, но исключительно среди ученых и экспертов. А вот спекулировать на этой теме не стоит.