Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Удар по... памятникам

Россия признала 220 объектов культурного наследия аннексированного Крыма своей собственностью. Какова позиция Украины?
22 октября, 2015 - 11:51
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Пещерный город Чуфут-Кале, Генуэзская крепость, городская крепость в Феодосии, комплекс сооружений Воронцовского дворца, «Ласточкино гнездо», комплекс сооружений дворца Александра III, комплекс сооружений Судакской крепости, Ханский дворец в Бахчисарае — отныне все эти крымские жемчужины официально внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России. Об этом свидетельствует недавнее распоряжение РФ. Это якобы позволит создать правовые условия для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны культурного наследия. Всего в российский реестр попадает 220 объектов Крыма. Два из них (Судакская крепость и дворец в Бахчисарае) являются номинантами на включение в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО именно от Украины. Теперь это дело продолжит Россия?

Украинское Министерство культуры мгновенно отреагировало на такое заявление страны-агрессора, отмечая, что это противоречит международному праву. «Вся ответственность за повреждение или разрушение этих бесценных памятников лежит на Российской Федерации. Отдельно отмечаем тот факт, что незаконные действия России касаются объектов культурного наследия, которые охраняются законами Украины и занесены в Государственный реестр неподвижных памятников Украины», — говорится в сообщении министерства.

Есть небольшая аналогия с памятниками природоохранными, их тоже включили в список российских памятников, впоследствии часть этих объектов получила другие функции и задания, некоторые заповедники превратились в зоны массового отдыха. О подобных рисках для памятников — изменение статуса и целевого назначения — больше говорят в музейном сообществе, чем в стенах Минкульта.

По мнению председателя Всеукраинской ассоциации музеев и заповедников Сергея Кролевца, такого поведения от России стоило ожидать и действовать на опережение: «Вести переговоры с международными памятникоохранными организациями, чтобы со своей стороны прекратили сотрудничество с Россией. Необходимо было, и сейчас еще не поздно, работать с ЮНЕСКО, с Комитетом всемирного наследия. Год назад была встреча министра Евгения Нищука с Ириной Боковой, гендиректором ЮНЕСКО, но это должна была быть не единоличная встреча, а в кругу экспертов. Нужно было требовать, чтобы мировое сообщество соответствующим образом реагировало на действия России относительно объекта, вошедшего в список ЮНЕСКО и номинированного именно Украиной, которая взяла на себя гарантии его сохранения, имею в виду Херсонес Таврический. Украина не ведет никакой работы, а должно быть тесное сотрудничество МИД с Минкультом, необходимо собрать музейное сообщество, разобраться в этой ситуации юридически».

То есть за эти полтора года мы не выработали активную позицию относительно культурных памятников Крыма. Даже недавнее позитивное решение исполнительного совета ЮНЕСКО в рамках 193-й сессии о мониторинге ситуации в Автономной Республике Крым эксперты считают больше заслугой международных организаций, чем украинских. Но это хороший шаг вперед, потому что до сих пор международные миссии не имели доступа к временно оккупированной территории.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ