Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Угольные деньги-2

В Донецке депутатам объяснили, почему нужно поддержать шахтеров
16 ноября, 2002 - 00:00

В среду и четверг угольные шахты впервые удостоились массированного десанта народных депутатов, большинство из которых никогда дотоле не видело штолен и забоев, а главное, никогда так глубоко (в прямом и переносном смысле) не изучало проблем угольной отрасли. Подземный законодательный тур, щедро приправленный более менее безопасным экстримом (путеществие в клети и с помощью наклонного грузо-людского квершлага чередовалось с пешими прогулками), организовал для коллег комитет Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.

При этом не скрывалось, что задача «вылазки» (это слово как нельзя точно передает шахтерские методы передвижения) в земные недра состояла в том, чтобы накануне второго слушания бюджета-03 депутаты, как говорится, «на собственной шкуре» могли увериться в целесообразности увеличения объемов государственной поддержки угольной отрасли. А также, по словам главы профильного комитета Андрея Клюева, «определиться относительно наработки законодательной базы для обеспечения реструктуризации шахт, привлечения инвестиций в угольную отрасль с учетом социальных проблем шахтерских городов».

Сразу скажем, что талантливо исполненный замысел, безусловно, удался. Ведомые главой профильного комитета (специализация в прошлом — горный инженер) Андреем Клюевым, в послужном списке которого немалый подземный стаж, народные депутаты, конечно, прониклись желанием подсобить шахтерам и их семьям. Финансовая диспозиция тут выглядит так. На первое чтение бюджета правительство выставило 2,2 млрд. гривен поддержки угольщиков. Последних это более чем возмутило и даже заставило прибегнуть к небольшой забастовке. Не очень-то впечатлившийся возникшим в результате этого недогрузом угля, парламент довел угольную статью только до 2,6 миллиарда. На это все более приближающийся к вершинам власти угольный «регион» однозначно ответил: мало. И, надо сказать, это особенно убедительно звучало на полукилометровой глубине. По словам А.Клюева, обоснованная Минтопэнерго цифра — 3,2 миллиарда гривен. В этом случае угольная промышленность сможет дать стране столько же продукции, сколько и в минувшем году (80 миллионов тонн). Если же предыдущий вариант останется в силе и даже в случае, если господдержка вырастет незначительно (хотя бы и до 2,7 млрд. грн.), тогда, прогнозирует глава комитета, уже в будущем году страна потеряет 15—20 миллионов тонн угля и ей придется закрыть 65 шахт, что равнозначно потере 150 тысяч рабочих мест. Тут называлась и другая цифра: на создание одного рабочего места в угольной промышленности сегодня требуется не менее 140 тысяч гривен. Не проще ли помести по бюджетным сусекам? Кстати, и в этом тэковских депутатов, безусловно, упрекнут, они использовали очень много неоспоримых аргументов в пользу повышения господдержки до уровня, предусмотренного программой «Украинский уголь», но не дали себе труда предложить конкретные дополнительные источники финансирования нашего тощего бюджета.

Реконструкция шахты «Украина», где 7 июля этого года погибли 35 шахтеров, ведется уже двадцать лет. Здесь многое сделано, но из-за того, что в последние годы деньги на капитальное строительство не выделяются, все застопорилось и шахта добывает не более 300 тысяч тонн угля в год (при двух тысячах работающих). Говорит бывший директор шахты, а нынешний мер Селидово — одного из депрессивных угольных городов — Виктор Ремизов: «Если мы завершим реконструкцию, то это будет по сути новая шахта, способная выдавать на-гора до полутора миллионов тонн угля при более низкой его себестоимости». На это «Украине» нужно четыре миллиона...

Пока же, отвечая на подземные вопросы «Дня», горняки делали упор на тяжелые условия труда и низкую зарплату. «Трудно мы работаем, хотя коллектив настроен работать, — сказал начальник участка Геннадий Момот. — Нехватка материалов, оборудования — нужны средства». «Зарплата за этот каторжный труд низкая, да и платили нам в этом году по 20—25 процентов от заработанной суммы», — поддерживает коллегу бригадир Николай Швецов.

Выбравшись из депрессивного селидовского забоя, народные депутаты посетили также одну из одиннадцати успешных украинских шахт — «Красноармейскую-Западную №1», где ежегодно добывается более четырех миллионов тонн угля. Пример «Красноармейской» воспринимается сегодня угольными генералами в качестве модели поведения отрасли на ближайшие годы. Что там ни говори, а это — завершение корпоратизации шахт и отработка способов их постепенной приватизации с участием инвесторов. «КЗ1» в этом лидер. Ей уже удалось привлечь более 100 миллионов инвестиций, и народным депутатам продемонстрировали, насколько эффективно они используются, как развивается социальная сфера предприятия. Народный депутат, президент ОАО «Красноармейская-Западная №1» Леонид Байсаров уверен, что будущее угольной промышленности в инвестиционной модели развития. Но удастся ли тиражировать его опыт на всю угольную отрасль? Ответить чрезвычайно сложно. И загвоздка именно в том, как считает А.Клюев, чтобы сама угольная отрасль к этому подошла, чтобы здесь были созданы необходимые гарантии для инвестора в том, что вложенные им средства не пропадут. «Вот тогда к нам придут частные инвестиции», — говорит Клюев.

Между тем присутствовавший на выездном заседании тэковского комитета глава Минтопэнерго Виталий Гайдук, довольно выпукло очертил трудности, связанные с инвестированием угольной промышленности, коренящиеся и в налоговой системе, которая, по словам министра, буквально уничтожает отрасль и даже не позволяет ей принять предусмотренную программой «Уголь Украины» государственную поддержку в объеме 5,4 млрд. грн., и в устаревшей системе расчетов за электроэнергию, и в несовершенстве законодательной базы. Он даже признался, что сознательно заблокировал процесс приватизации, не подписав перечень инвестиционно привлекательных предприятий, «на чем публично настаивал глава Фонда госимущества», поскольку не считает, что продажа предприятий является безальтернативным путем приватизации. Возможно, скоро мы станем свидетелями новой, уже решающей схватки главы Фонда госимущества с угольным лобби. Если, конечно, Александр Бондарь теперь отважится на нее.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ