По данным Украинского центра гриппа, эпидемия зацепила своим «вирусным крылом» более 2,5 млн. человек, половина из которых — дети. От «сиднея» умерло, по официальной статистике, 12 человек. Цифра явно занижена, если учесть, что смерть от осложнений хронической патологии с гриппом у нас не связывают. В США, где принят именно такой критерий, эпидемия уносит ежегодно жизни 20 тысяч человек.
— Ни одна страна, — подчеркнула Алла Петровна, — не идет путем поголовной (70–80% населения) вакцинации, так как реально это сделать невозможно, и ориентируется на группы риска. Вынужденные школьные каникулы — мера тоже не радикальная, но 28–30% детей таким образом «ушли» от вирусного заражения.
— С одним миллионом гривен, выделенным на вакцинацию, мы опоздали, — считает главный инфекционист МЗ Украины Сергей Крамарев. — Провести ее следовало хотя бы за две-три недели до начала эпидемии. А идеальный вариант, принятый за рубежом, — вакцинация осенью.
Итак, пик эпидемии миновал. Вторая волна — это уже не «десятый вал». Но вот сделаем ли мы выводы к эпидемии следующего года?