В понедельник в Страсбурге начнется заседание апрельской части ежегодной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Украинская тематика будет звучать на этот раз трижды — по крайней мере, так запланировано. Двадцать четвертого апреля — рассмотрение ситуации с выполнением Украиной своих обязательств, двадцать пятого — слушания по вопросу свободы слова и свободы печати в нескольких странах, двадцать шестого — пятнадцатая годовщина Чернобыля.
Наиболее серьезные последствия могут возникнуть во вторник, после выступления с докладом докладчиц Мониторингового комитета ПАСЕ Ганне Северинсен и Ренате Вольвенд. Комитет на своем заседании в начале апреля уже рекомендовал структурам СЕ начать процедуру прекращения членства Украины в Совете Европы. В то же время Комитет министров СЕ, имеющий исключительные полномочия принимать решения относительно членства, повел себя по отношению к Украине значительно более взвешенно.
«Взвешенность». Именно ее настроена добиваться украинская делегация. Кроме парламентариев, Страсбург посетит министр иностранных дел Анатолий Зленко. Делегация надеется, что удастся, по крайней мере, изменить выводы с рекомендациями исключения. Тем более, что в июне должен состояться еще один отчет Украины о выполнении взятых на себя обязательств.
Прогнозы — преимущественно спокойные. В хорошо информированных кругах, близких к украинской дипломатии, считают, что в том случае, если за время до начала сессии не произойдет экстраординарных событий в самой Украине, то и результаты для Киева будут сбалансированными и более конструктивными, чем эмоциональное решение Мониторингового комитета. Вообще же, сказал один из собеседников «Дня», даже с процедурной точки зрения его решение было нелогичным, поскольку сначала нужно было бы в таком случае поставить вопрос о лишении украинской делегации права голоса на сессии. Именно так Совет Европы в минувшем году поступил с Россией. В то же время Комитет министров СЕ очень осторожно подходит к лишению членства, и до сих пор таких прецедентов не случалось (Греция во время военного путча сама заявила о выходе из организации).
Вполне возможно, предполагают украинские дипломаты, что в результате Украину просто предупредят. Хотя и строго.
Главные претензии Совета Европы — медленное выполнение обязательств (в том числе — непринятие законов о партиях, ряда кодексов), несоблюдение демократических стандартов свободы слова и прессы, отсутствие верховенства права. Впрочем, с другой стороны, стоит вопрос — а улучшится ли ситуация в Украине, если будет затронут вопрос об ее исключении из СЕ, и если возникнет реальная угроза того, что сотрудничество с европейскими учреждениями может вообще прекратиться? Хотя, конечно, традиционно часто высказываемое Западом беспокойство состоянием дел в Украине имеет под собой основания — за пять последних лет можно было уже забыть, что законодательство страны было когда-то советским, проведя через парламент все необходимые изменения. Именно здесь время вспомнить о необходимости эффективного парламентского большинства.
В конце концов, и у Украины есть что сказать — в частности, лишний раз напомнить, что обещанная Западом «чернобыльская» помощь предоставлялась и предоставляется не без задержек и проблем, и не всегда в обещанных объемах.