Вчера, 18 апреля, в киевском Доме кино состоялась премьера фильма студии «ВИАТЕЛ» «Valse Brillante» об Ольге Кобылянской. По окончании ленты аплодисменты в зале не стихали несколько минут. И вполне заслуженно. Шестидесятиминутную документальную ленту Василя Витра смотришь на одном дыхании. Собственно говоря, режиссеру удалось этот документальный фильм снять так, что он воспринимается как художественный: об Ольге Кобылянской и ее окружении не рассказывают — они живут на экране и говорят сами за себя.
«Основная характеристика этой работы — стильная, — делится впечатлениями председатель Союза кинематографистов Украины Сергей ТРЫМБАЧ. — В целом весь цикл фильмов «Гра долі» стилистически хорошо снят. А после просмотра этой картины остается еще и ощущение личного очарования Кобылянской».
Лента о писательнице — пока последняя среди более чем полусотни фильмов из сериала «Гра долі». Хотя идея создать кино именно о Кобылянской возникла еще семь лет назад у ведущей сериала и землячки писательницы Наталки Сопит.
«Я написала сценарий еще в 2005-ом году, но он был сокращен до 15-18 минут телевизионного времени. Когда же мы к нему вернулись, то поняли, что этого мало. После того, как мои коллеги детальнее углубились в жизнь Кобылянской, они решили, что о ней нужно сказать больше», — рассказывает Наталка СОПИТ. По ее мнению, о самой писательнице в школах и вузах, к сожалению, не рассказывают настолько интересно, как она того заслуживает, не настолько увлекательно, чтобы молодежь взяла в руки ее рассказ.
В сущности, с этой задачей — раскрыть историческую личность так, чтобы максимально приблизить ее к зрителю — хорошо справилась съемочная группа ленты «Valse Brillante». И что важно — они сделали близкой, понятной, живой не только Ольгу Кобылянскую, но и ее эпоху. А окружение и друзья писательницы — это и Леся Украинка, и Осип Маковей (тоже, кстати, незаслуженно забытый современниками), и Василь Стефаник, и Михаил Коцюбинский и другие. Вряд ли рядовому украинцу известно, что Леся Украинка приехала к Кобылянской после смерти своего любимого Сергея Мержинского, и Ольга упорно лечила Лесю от душевной болезни; что Стефаник симпатизировал Кобылянской и переписывался с ней, как отзывался о ее творчестве Коцюбинский, и что писательница гостила у семьи Косачей. Все эти факты уничтожают штампы, за которыми в современных учебниках по литературе и истории похоронены те, кем мы по праву можем гордиться.
«Фильм получился захватывающим и романтичным. Отправляясь на премьеру, ожидала более высокопарной, сугубо документальной картины. Ошибалась. Эта работа будет интересна всем — и молодежи, и людям старшего поколения. Хороший сценарий, как по мне, умело передал не только внутренние переживания автора, но и в целом атмосферу того времени», — делится впечатлениями студентка Ольга ПЕТРЕНКО.
Кобылянской в этом году исполняется — 150. Поэтому лента студии «ВИАТЕЛ» — это своего рода подарок на день рождения и вклад в празднование юбилея писательницы, который, судя по всему, будет замечен не всеми. Во время премьеры в выступлениях членов съемочной группы и гостей одно за другим звучали утверждения, что Кобылянская и ее творчество до сих пор остаются актуальными. Фильм — очередное тому подтверждение. «Мы до сих пор решаем вопрос экологии, эмиграции, национальной культуры, защиты прав женщин — с этими проблемами сталкивалась Буковина сто лет назад, их в своих рассказах описывает и Ольга Кобылянская, они озвучены в ленте Василя Витра», — говорит член Черниговского землячества в Киеве Анна Скрипка. Собственно говоря, тема эпохи и ее вызовов — это еще один план в фильме «Valse Brillante», он придает ему большей масштабности, выводит за пределы рассказа об одной — хотя и выдающейся — личности.
К этому стоит лишь добавить, что к созданию ленты активно присоединились, поддержав съемочную группу, черновчане и землячество буковинцев в Киеве. А это в который раз служит подтверждением тому, что общественный спрос на подобного рода информационный продукт никуда не исчез.