Известное постановление предыдущего правительств а о продаже государственной доли в уставном фонде UMC, которое принималась впопыхах, добавило еще большей неуверенности ситуации вокруг этого объекта приватизации. Вскоре пройдет уже два месяца, а главные вопросы — сколько акций продавать и продавать ли их вообще — и до сих пор остаются открытыми.
Председатель Фонда госимущества Украины Александр Бондарь трактует документ Кабмина так: 51% акций UMC, принадлежащие «Укртелекому», должны быть проданы уже в этом году. По его словам, ФГИУ согласился с решением правительства, чтобы застраховаться от возможной непродажи «Укртелекома» в 2001 году. Вместо этого планировалось получить $200 млн. от продажи контрольного пакета акций UMC. Однако А.Бондарь склоняется к тому, что с продажей UMC не стоит спешить, ибо это может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности «Укртелекома».
Свою точку зрения на эту проблему изложил «Дню» также председатель правления ОАО «Укртелеком» Станислав Довгий: «Я всегда был против продажи UMC, потому что национальный оператор связи не может быть без мобильной связи. Но есть некоторые объективные обстоятельства, нуждающиеся в реальном подходе. Вы знаете, что UMC испытывает определенные проблемы: сегодняшние сети не выдерживают тех нагрузок, к которым ведет расширение количества абонентов — нужны серьезные инвестиции в UMC, измеряющиеся сотнями миллионов долларов. Сегодня «Укртелеком», имея собственные проблемы, не может инвестировать эти средства. Кроме того, есть проблема пополнения бюджета от приватизации...
Учитывая это, «Укртелеком» пошел на компромисс, согласившись на продажу 25% UMC, но при трех условиях: блокирующий пакет акций (26%) остается за «Укртелекомом», 30% средств от продажи акций будут направлены на инвестиции, лицензии для мобильной связи третьего поколения. Тогда у нас появляется возможность для развития мобильной связи и общего бизнеса с UMC. А спустя некоторое время, если придет инвестор, можно вернуться к вопросу продажи UMC, тем более, что речь сегодня идет о Дойче Телеком, который и для «Укртелекома» является наиболее привлекательным стратегическим инвестором. Сейчас мы ожидаем реакции других акционеров UMC — датчан, голландцев и немцев (Teledanmark, KPN, Deutche Telecom — все по 16,33% акций. — Ред. ). Когда они выскажут свое мнение, мы будем вести далее дискуссию относительно продажи акций UMC».
Определяющей в этой дискуссии может стать позиция советника по продаже «Укртелекома». Возможно, считает А.Бондарь, решение о продаже UMC нужно было принимать после того, как определился советник. Пока что его позиция не выяснена, но, как дипломатично заметил руководитель западных экспертов Стив Джонсон, решение о продаже UMC отдельно от «Укртелекома» «может быть в определенной степени не отвечающим интересам государства». Для отрабатывания своей позиции консорциуму — коллективному советнику понадобится еще несколько недель.