В независимой Украине свободной от бюрократического аппарата государства должна быть и наука, от достижений которой зависит экономическое и общественно-политическое развитие страны. В то же время высшие учебные заведения должны отвечать за профессиональный уровень специалистов, подготовку которых они осуществляют. Известные украинские ученые убеждены, что достичь этой цели можно только путем автономии университетов. Именно поэтому после оранжевой революции в апреле 2005 года восемь украинских университетов — Львовский, Черновицкий, Харьковский, Днепропетровский, Донецкий национальные, Киево- Могилянская академия, Украинский католический университет, Университет экономики и права «Крок» при поддержке Международного фонда «Відродження» образовали консорциум для экспериментального внедрения основ университетской автономии в украинском высшем образовании.
— Университетская автономия в нашем законодательстве о высшем образовании только задекларирована. Несмотря на наличие определенных формальных элементов автономии и самоуправления (выборность ректоров, студенческое самоуправление), повседневная практика свидетельствует, что университеты тотально зависимы от чиновников и власти. Фактически университеты являются низовыми элементами централизованной иерархической системы, в которой ответственности за качество образования, предоставляемого учебными заведениями, никто не несет, ни государство, ни сами же университеты. С другой стороны, власть имеет все возможности вмешиваться во внутриуниверситетскую жизнь с «ценными» советами, разными запретами и административными прихотями. В результате выходит так, что руководство университета, а вместе с ним и его коллектив, зависят как от министра, так и от пожарного инспектора или мелкого фискального чиновника, — рассказывает старший научный сотрудник Института истории Украины НАНУ, директор образовательных программ Международного фонда «Відродження», профессор Георгий Касьянов.
По его словам, нужно создать новую модель отношений университетов, общества и государства, при которой университет выходит за рамки вертикальной бюрократической иерархии и становится институтом, который сам определяет свои задачи, несет ответственность за результат своей деятельности перед обществом и сам же заботится о соответствии своей миссии общенациональным приоритетам.
— Высшее учебное заведение должно само отвечать перед обществом за «качество» дипломов, которые выдает. А то сегодня в Украине тысячи университетов выдают одинаковые дипломы государственного образца, несмотря на то, получены ли они в заведении, предоставляющем качественное образование, или нет. Чтобы решить эту проблему, наши законодатели должны принять новое законодательство о высшем образовании, — считает декан факультета гуманитарных наук Киево-Могилянской академии Виталий Щербак.
— Теперь в системе высшего образования Украины функционирует предложенное государством правило: плачу деньги — заказываю музыку. Что, в принципе, могло бы быть вполне приемлемым в посттоталитарных и постколониальных условиях, при наличии четко поставленных задаы. Пока частное образование не стало качественным конкурентом государственного, речь идет о государственных университетах, зависящих от бюджетного финансирования и правительственных решений. Проблема заключается в том, что никакая музыка не заказывается. Законсервированная советская инфраструктура украинской науки остается оторванной от университетов. Т.е. по-прежнему разделены процессы исследований и преподавания (и обучения). Усилия и ресурсы не сосредоточиваются на тех направлениях, где можно было бы достичь инновационного «прорыва». Иными словами, отсутствует взаимодействие между обществом и университетами, — утверждает президент Национального университета «Киево-Могилянская академия», профессор Сергей Квит.
По мнению профессора, государство должно доверять университетам и не вмешиваться в их деятельность. Если в отношениях власти и заведений будет только подозрение кого-то в чем-то, то прогресса не жди. Также государство должно использовать изобретения ученых университетов, которые могут положительно повлиять на экономическую ситуацию в стране и обеспечить изобретательскую деятельность надлежащими финансовыми ресурсами.
— Сначала мы предлагаем внедрить пятилетний эксперимент, в котором могут участвовать университеты, которые этого желают. Суть его состоит в том, что учебному заведению предоставляется больше свобод, но при этом усиливается и ответственность. Наш проект охватывает очень много областей: автономия академической жизни, организация учебного процесса, решение кадровых и финансовых вопросов, исследовательская автономия. И если он пройдет успешно, то это будет основанием требовать у законодателя принятия соответствующих законодательных актов. А еще необходимо создать правительственную комиссию (куда войдут и известные ученые) которая будет отслеживать ход и действенность этого эксперимента, — считает Сергей Квит.
К этому следует добавить, что университетская автономия — это не инновация украинских ученых. Ведь еще в 1980 году в Болонье ректоры ведущих европейских университетов подписали документ «MAGNA CHARTA», главное содержание которого заключается в том, что свобода в исследованиях и преподавании является фундаментальным принципом университетской жизни и правительства и сами университеты должны обеспечить уважение к этому требованию.