Победа досталась представительнице Турции. Страны, стремящейся в Евросоюз. Если вспомнить, что в прошлом году победила Латвия, тоже вступавшая в тот период в ЕС, то прослеживается некоторая закономерность: лоббирования политинтересов и поощрения будущих партнеров.
Украина впервые принимала участие в этом эстрадном соревновании, но Александру Пономареву не удалось с кавалерийского наскока взять «крепость». Он занял лишь 14 место. Маловато, но наш вокалист выступил очень достойно, и песня «Hasta la vista» в его исполнении была нисколько не хуже остальных конкурсных работ. Она вполне могла получить более высокую оценку. Вот только в ней не чувствовалось украинской ментальности. Пономарев сделал ставку на конъюнктуру, евроформат, а не на свою яркую индивидуальность и проиграл. Как ни прискорбно отмечать, Украина хоть и является географическим центром Европы, для большинства зрителей конкурса до сих пор терра инкогнита — неведомая земля. Можно говорить и о стратегических просчетах наших организаторов. Александр, выбрав песню израильских авторов (музыка Цвика Пик, текст Мирить Шем- Ур), исполняя ее на английском языке, надеялся расширить свою аудиторию слушателей. Но европейцы оказались консерваторами и голосовали каждый за ближайших соседей. Поэтому даже если бы Саша пел и по-китайски — результат оказался тем же. Баллы мы получили от России — 8, Латвии — 5, Эстонии — 3, Израиля — 4 и Польши —10. Остальные страны Пономарева не услышали, хотя певец занимался промраскруткой, выступая на многих телеканалах и в радиоэфирах Германии, Испании, Мальты, Кипра, Греции, где живет немало наших эмигрантов. Странно, что ни одного очка мы не получили от Румынии и Словении — тоже, между прочим, наших соседей. Значит, в следующем году стоит не распыляться на дальние дали, а сконцентрировать внимание на странах, которые рядом с нами. Далее следует подробно объяснять условия игры украинским зрителям. Делая ставку на фаворита, мы автоматически понижаем ставки собственного конкурсанта. В данном случае россияне с барского плеча дали нам всего 8 баллов, а наши дуэту «Тату» не пожалели высшей оценки (12). Хотя выступление «горячих девчонок», в итоге завоевавших лишь третье место, было довольно посредственным. А ведь они имели сильные козыри. Из всех участников являлись самыми известными в Европе. Им прочили оглушительную победу, потратив огромные средства на поддержание имиджа. Да и во время репетиций на «Евровидении» девушки старались держать марку «самых скандальных конкурсанток». Закатывали истерики, все им не нравилось в Риге. Правда, следует заметить, что хватило ума девчонкам не бузить во время прямого эфира. Но без скандала их выступление оказалось довольно средним. Более того, у «татушек» проблемы с «живым звуком»! Вот вам и фаворитки.
Для Латвии прошлогодня победа Мари N. на «Евровидении —2002» уже обошлась в 7 млн. долларов (или 4,5 млн. латов) — столько стоит проведение этого престижного песенного соревнования в Риге. 60% платит страна, в которой проходит конкурс. Остальную часть средств дают спонсоры. Наибольшую сумму пришлось потратить на переоборудование Олимпийского центра «Сконто» и превращение его в песенный городок. Ажиотаж был огромный. Билеты (зал вмещает 4, 5 тысячи мест) продали еще зимой по цене от 65 до 600 евро (!). Прямая трансляция по УТ-1 обошлась каналу около $100 тыс. Примерно столько же пришлось заплатить Александру Пономареву за подготовку и участие в конкурсе. Но говорить об убыточности украинской торговой марки не приходится. «Евровидение-2003» посмотрели, как минимум, 200 млн. зрителей из 32 стран мира. Мы сделали серьезную заявку, послав своего конкурсанта. Кстати, в рижском пресс-центре работал тотализатор. Высокие шансы были у «татушек», ставили и на Пономарева, но результат оказался для многих все же неожиданным. Прежде всего — шлягеров было мало.
Если первую часть конкурса можно назвать ярким шоу, то вторая составляющая «Евровидения» — голосование — больше напоминала спортивное и политическое действо. Хотя победителей вроде как определяли телезрители, голосуя по телефону (только Россия использовала данные жюри). Нынешний конкурс можно назвать показательным политическим субъективизмом. Победа турчанки Сертаб Эренер, чей номер напоминал Таркановский хит «Шикидым», показала, что политические ниточки могут влиять на исход борьбы. Всего один балл разделил первое и второе места (бельгийская группа «Урбан Пред» исполнила композицию «Саноми» вообще на каком-то тарабарском языке местного наречия, но сделав самобытную, оригинальную аранжировку, в которой музыканты соединили фолк и современные ритмы), обойдя российский дуэт «Тату». Поэтому следующий конкурс «Евровидения» пройдет в Стамбуле, и мы сможем послать на него своего участника. Может, ему улыбнется фортуна?