На основе своего педагогического опыта Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) написал 35 книг, более 600 статей, 1500 сказок, рассказов и новелл для детей. Его труды по-прежнему востребованы педагогической практикой как в нашей стране, так и за рубежом. Чем же Сухомлинский интересен нам сегодня? Об этом «День» беседовал с доктором педагогических наук, заведующей отделением истории и теории педагогики АПН Украины, дочерью Сухомлинского Ольгой Васильевной Сухомлинской.
— Для Василия Александровича все без исключения дети были талантливыми и одаренными. Школы и классы только для талантливых детей, о которых сегодня так много говорят, не вписываются в его педагогическую систему. Ведь нет двух детей, одинаковых по мышлению, по восприятию мира, по особенностям разума, воли, характера. Узнать и понять ребенка можно, только наблюдая за его взаимодействием с окружающим миром. Глубоко ошибаются учителя и родители, считающие, что подтянуть трудного ученика — это заставить выучить определенный объем материала. Тут не сидеть как можно больше над книгой надо, а заняться развитием ребенка, учить его мыслить. Начинать умственное воспитание маленьких детей нужно с развития любознательности. «Меня тревожит, — писал Сухомлинский, — судьба детей, учителя которых каждую минуту урока пытаются насыщать своих учеников активной умственной работой и держать их в напряжении. Ведь мозг ребенка — не механизм запоминающего устройства электронной машины, а живая, мыслящая и нежная материя. Непосильное для ребенка умственное перенапряжение не способствует активизации его умственной деятельности». Суть же уроков мышления Сухомлинского заключалась в развитии способности удивляться, видеть в знакомом новое и неизвестное, понимать причинно-следственные связи.
— Недавно вышел из печати новый сборник — «Осторожно, ребенок! В. А. Сухомлинский о трудных детях». Это сборник материалов о подходах к воспитанию и обучению проблемных детей. В сборнике среди уже опубликованных ранее материалов (писем, статей, глав из книжек) — и не публиковавшаяся ранее работа, в которой он обобщил свои 35-летние исследования: «Чем лечить мозг — мыслью, трудом, творчеством — или лекарствами?». Каков совет Сухомлинского?
— Василия Александровича всегда мучил вопрос: что представляют собой дети, для которых непосильно нормальное овладение знаниями? Как улучшить работу мозга и достигнуть того, чтобы это улучшение было передано по наследству и закрепилось в грядущих поколениях? Сухомлинский советует развивать этих детей интеллектуально и эмоционально в условиях обычной школы: стимулировать память и мысль, чтобы детская радость и детское удивление пришли к ним как к открывателям истины. К нагрузкам на слабую память он предлагает подходить осторожно, а оценки ставить, когда дети достигают успеха. Для таких учеников он разработал специальные уроки мышления.
— В чем еще Сухомлинский видел зависимость качества обучения школьников?
— Он считал, что качество обучения напрямую связано с количеством у ребенка свободного времени, которое требуется для того, чтобы была возможность почитать что-то по своему выбору, подумать. Особенно это важно в старших классах, когда приходит время искать себя и выбирать свою дорогу в жизни. Как историк педагогики могу сказать, что во все времена говорили о перегрузке школьников, но когда ставилась задача разгрузить детей, то как правило, ничего не получалось, так как жалко было от чего-то отказываться. Так происходит и сегодня. Сейчас готовится переход к профильному обучению в старших классах. А если учесть сокращение учебного года в выпускных классах, то нагрузка на старшеклассников только возрастет. У ребенка нет времени посмотреть на себя, а не то чтобы себя к чему-то готовить. Перегрузки школьников не только негативно сказываются на здоровье детей, но и на уровне их развития и на сознательном выборе пути.
— Что из воспитательных критериев Василия Александровича особо востребовано сегодня?
— Сухомлинский всегда учил обращать внимание учеников и учителей на внутреннее состояние души окружающих людей, поддерживать людей в трудную минуту. А еще — всегда поступать по-человечески, ему претил крайний индивидуализм, когда личные интересы обеспечиваются за счет ущемления интересов других. Эти идеи Сухомлинского особенно учитываются сегодня в дошкольном и начальном образовании, при разработке уроков этики для школьников. Ведь наши дети уже сами выбирают ценности, а их выбор зависит от того, что мы заложили в них в детстве. И даже если они ошибаются, мы должны помнить, что воспитывать можно только через любовь. Такова позиция педагога-гуманиста Сухомлинского.