Ушел из жизни Михаил Александрович Беликов. Многолетний лидер Национального союза кинематографистов Украины, выдающийся кинорежиссер, кинооператор, сценарист, народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии, академик Национальной академии искусств, обладатель призов международных и национальных кинофестивалей.
До последних дней он работал над сценарием фильма, который должен был увенчать его творческий путь. К величайшему сожалению, смерть поставила точку там, где ее никто не ожидал. Похороны Михаила Александровича Беликова состоятся в пятницу в Доме кино.
— Я познакомился с Михаилом Беликовым в 1986 году, когда начались бурные события в нашем обществе — перестройка, — вспоминает кинокритик, Председатель НСКУ Сергей ТРЫМБАЧ. — Он производил впечатление совсем невеличественного человека, был небольшого роста, держался всегда очень скромно. Беликов очень самокритично к себе относился, что среди режиссеров это вообще редкость. В 1987-м Михаил Александрович стал Председателем Союза кинематографистов Украины и стал настоящим лидером и вдохновителем многих процессов. По образу жизни и мышления был либералом и демократом. Вскоре его избрали депутатом ВС СССР, и он сидел в кресле рядом с выдающимся писателем Олесем Гончаром. Они дружили. В те времена в Доме кино и нашем Союзе много чего начиналось («Мемориал», другие демократические движения заявили о себе). Здесь был штаб, и немало реформ проводилось. И когда сегодня говорят, что «Союз — рудимент советской эпохи», то это неправда! Михаил Александрович был среди активных подрывщиков советской системы, которую не любил. Он 18 лет возглавлял Союз, и когда проходили выборы, то его избирали почти стопроцентно! Это высокое кресло его никак не испортило: ни внутренне, ни внешне. Он даже ни разу не захотел отмечать свои юбилеи, когда ему было 60, потом 70 лет. Сердце Беликова было чувствительным к чужим проблемам и скромным к себе.
Вспоминаются его операторские и режиссерские работы. В 1963-м он закончил ВГИК (мастерскую Бориса Волчека — одного из лучших советских операторов и педагогов), пришел на Киностудию им. Довженко, сняв несколько совместных фильмов с Леонидом Осыкой (короткометражку «Входящая в море» и «Кто вернется — долюбит!») — это очень высокий уровень операторского мастерства. А по окончании режиссерских курсов он продемонстрировал еще одну грань таланта. В дебютной ленте «Красный петух плимутрок» показал утонченную работу: интересная детская история, прекрасно снятая (изображение картин у режиссера всегда было замечательным).
Лучшие фильмы Михаила Александровича — «Ночь коротка» и «Как молоды мы были» — в них ностальгия и душа самого Беликова. Они о подростках, о проблемах молодежи.
Во время чернобыльских событий он снял фильм «Распад» и совершил гражданский поступок — сказал правду о причинах трагедии: не технологических, а человеческих и социальных. Эту ленту высоко оценили на кинофестивале в Венеции, а у нас она замалчивалась.
В последние годы Михаил Александрович жил в Козине под Киевом в загородном доме и вел замкнутую, скромную жизнь. Он работал над сценарием, но так и не успел снять. Инсульт отнял у художника жизнь. Хотя в моем сердце и памяти Беликов останется навсегда! И смерть это не о нем. Он со мной...
«День» выражает самое искреннее соболезнование жене мастера кино Татьяне, сыну Александру, всем родным и близким покойного.