Многовековая история Холмской Божьей Матери полна множеством драматических событий. В 1594 году, когда холмский епископ Дионисий Збруйский принял унию, икона стала греко-католической святыней. В июне 1651 года ее пронес перед польским войском католический епископ Яков Суша, вдохновляя воинов Яна Казимира на победу над казаками Богдана Хмельницкого под Берестечком. В следующем году икона опять стала православной, поскольку в соответствии со Зборовским мирным договором все православные храмы с их имуществом поляки возвратили православным. Но не надолго. Только в 1875 году окончательно вернулась Холмская Божья Матерь в лоно православной церкви.
Во время мировой войны вместе с беженцами-холмщиками оказалась реликвия в Москве. Когда в Киеве в 1918 году была провозглашена УНР, в состав которой вошла и Холмщина, знаменитую икону перевезли в Киев, где поместили в церкви Флоровского женского монастыря на Подоле. С 1933 года, после закрытия монастыря, ее прятали миряне по своим домам. А 3 сентября 1943 года архиепископ Илларион (Иван Огиенко) торжественно внес образ Девы Марии с младенцем в кафедральный собор города Холма — тот самый собор, которому подарил святыню князь Данило.
В 1945 году польские власти начали массово выселять украинцев c территории Холмщины и Подляшья. Тогда и попала икона на Волынь. Привез ее сюда митрофорный протоиерей Гавриил Коробчук — бывший заместитель настоятеля собора в Холме. Его дочь, знаменитая волынская мастерица-вышивальщица Надежда Горлицкая четыре года назад передала древнюю икону в Волынский краеведческий музей. За восстановление ее взялся художник-реставратор Анатолий Квасюк. Он снял с образа три позднейших наслоения красок и начал восстанавливать первичное изображение, даже не подозревая, с каким уникальным творением имеет дело. Это выяснилось только несколько недель назад, когда икону увидели специалисты. Известный исследователь украинской живописи, старший научный сотрудник Института украиноведения им. И. Крипьякевича АН Украины во Львове Владимир Александрович и заведующий художественным отделом Ровенского краеведческого музея, исследователь иконописи Виктор Луц определили, что икона Холмской Божьей Матери является редким памятником византийской живописи иллюзионистического стиля и написана на рубеже ХI–ХII веков. Это творение, по всей вероятности, даже древнее знаменитой Вышгородско-Владимирской Богоматери, которая до сих пор считалась наиболее древним образцом украинского культового изобразительного искусства.
Реставрационные работы над иконой будут продолжаться еще около года. А тогда, по воле Надежды Горлицкой, древнюю украинскую реликвию в дни больших христианских праздников можно будет увидеть в луцком Свято-Троицком соборе. Храниться же она будет в музее Волынской иконы как наиболее ценный его экспонат.