Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В школах проводят уроки по медиаграмотности

Чтобы научить детей отличать фейки от достоверной информации
18 февраля, 2022 - 11:27
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В Украине второй день проходит Всеукраинский урок по медиаграмостности. Это общая идея проекта "Фильтр", Министерства культуры и информационной политики и Министерства образования и науки. Его цель – дать учащимся навыки работы в информационном поле, противодействовать дезинформации и мотивировать педагогов к проведению подобных уроков в будущем.

Быть медиаграмотным сегодня – очень важно. По данным исследования ОО "Детектор-медиа", индекс медиаграмотности украинцев оставляет желать лучшего. Особенно когда Украина оказалась в центре мирового внимания из-за возможной военной эскалации России и информация, которую мы получаем, ежечасно меняется. Согласно их данным, 44% украинцев демонстрируют выше среднего уровень медиаграмотности, 33% ниже среднего, 15% - низкий и 8% - высокий. Также исследование показало, что уровень медиаграмотности зависит от пола, возраста и уровня образования.

65% респондентов со средним образованием демонстрируют «низкий» и «ниже среднего» уровень медиаграмотности; у граждан, получивших высшее или неполное высшее образование, низкий уровень медиаграмотности фиксируется у 30%. Самым высоким он является у молодежи 18–25 лет, жителей городов с населением более 500 тысяч человек, а самый низкий – среди граждан 56–65 лет и жителей сел.

Проект «Фильтр» предложил учителям воспользоваться их наработками (доступны на сайте), в частности методиками проведения уроков медиаграмотности, раздаточными материалами, учебниками.

- Не все учителя понимают, как и чем можно воспользоваться, поэтому мы предлагаем ресурсы, чтобы максимально просто пользоваться ими учителям и максимально эффективно для детей. В проекте «Фильтр» есть национальная платформа медиаграмотности, на которой мы специально собрали лучшие наработанные решения с партнерами: есть разделы для учителей и учащихся. Также при сотрудничестве со шведским коллегами нам удалось перевести их наработки, все это в открытом доступе, - рассказала руководительница национального проекта по медиаграмотности «Фильтр» Валерия КОВТУН.

Инициаторы проекта надеются, что подобные уроки станут регулярными. В Институте модернизации содержания образования Минобразования рассказали, что сейчас работают над тем, чтобы в следующем учебном году провести неделю по медиаграмотности, и такие уроки выполняют несколько задач.

- При открытом доступе к любой информации не каждый ребенок и взрослый может отличить фейк от достоверной информации. Но цель уроков – не только помочь детям ориентироваться в информационном пространстве, они позволят сформировать критическое мышление, чтобы ребенок сам научился и, в случае необходимости, подсказал и родителям, - сказал директор Института модернизации содержания образования МОН Евгений БАЖЕНКОВ. – Сегодня каждый ребенок, имея смартфон, считает себя будущим или действующим блогером. Ища самоутверждения, дети могут снимать контент, не осознавая последствий. Поэтому следующая цель – воспитать культуру поведения в соцсетях и культуру обращения с гаджетами. Также если мы будем знакомить учащихся с профессиями, которые есть в медиасфере, школьники смогут выбирать будущую занятость в этой области.

Эксперты говорят, что нередко учителя жалуются, что трудно найти свободные уроки для занятий медиаграмотностью, поэтому для педагогов авторы проекта предложили варианты интеграции.

- Например, на уроке истории мы предлагаем, чтобы дети проанализировали, какие существуют фейки о временах Второй мировой войны, на уроке литературы - поиск информации в интернет-источниках и сравнение ее с информацией, которая есть в учебнике об определенном писателе, - рассказала старшая менеджерка проекта «Изучай и различай: инфомедийная грамотность» IREX Марина ДОРОШ. – Еще один вариант – составление рейтинга топ-художников импрессионистов. Мы рассказываем, как делаются рейтинги в СМИ – на основе опроса или на основе экспертных мнений. На уроке украинского языка учащимся предлагается проанализировать заголовки новостей, определить главные и второстепенные члены предложения. Мы учим понимать, что новости составлены журналистами для определенной цели.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ