Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Василь Стус. Наш

4 сентября — 33 года после смерти гениального украинца
3 сентября, 2018 - 19:22
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Мариуполь готовится ко дню города, бурлят ремонтные работы, слышен турецкий, украинский, молдовский языки от строителей. Вдруг на стене городского шахматного клуба заиграл светом литературный мурал на стих «Як страшно відкриватися добру» Василя Стуса.

Человек чести, борец за правду, любимейший поэт нескольких поколений. Родился на Винничине в 1938 году, но учился и формировался как личность в Донецке. По окончании Сталинского пединститута работал учителем украинского языка и литературы в Горловке, подземным плитовым в одной из донецких шахт, литературным редактором газеты «Социалистический Донбасс». В 1963 году В. Стус переехал в столицу и поступил в аспирантуру Института литературы АН УССР им. Т. Г. Шевченко по специальности «Теория литературы». Однако научная карьера не задалась. Судьбоносной для многих шестидесятников стала премьера «Тени забытых предков» С. Параджанова 5 сентября 1965 г., во время которой выступил с докладом об арестах украинской интеллигенции Иван Дзюба и Василь Стус с Вячеславом Чорновилом поддержали его, обратившись к аудитории с призывом «Кто против репрессий, встаньте!». После этого он был отчислен из аспирантуры. Именно во второй половине 1960-х были изданы сборники поэзий «Круговерть», в 1970-м — «Зимові дерева», самиздатом распространялись сборники «Веселий цвинтар», «Час творчості / Dichtenszeit», «Палімпсести», передавались за границу. В то же время выходили негативные материалы о нем в советской прессе. Во время первой волны арестов украинских диссидентов 12 января 1972 года Василь Стус был арестован по делу Ярослава Добоша КГБ. А затем — мордовские лагеря и магаданская ссылка. Был освобожден в 1979 г., а арестован уже в мае 1980 г. В этот период диссидентам новые дела быстро фабриковались да еще на 15 лет.

Была шокирована, когда читала некоторые архивные документы дела «Блок» о Василе Стусе, ведь его смелость, судьбоносная правдивость, принципиальность в поступках, ответах или репликах следователям, искренних поэзиях, литературной критике, письмах поражают. Возможно, и для кого-то его тексты неудобны, болезненны или неприятны (даже сейчас), но пронизаны кристальной правдой — идеалом, к которому стремился поэт. И, бесспорно, в тяжелой борьбе, достигал ее и делился с нами сквозь десятилетия.

Кроме поэзии, меня всегда интересовало, как он писал в публицистическом или эпистолярном стиле, как разговаривал. На одной из книжных выставок в киевском «Арсенале» приобрела издание библиотеки газеты «День» из серии «Бронебійна публіцистика», и это — «Деколонизация СССР — единственный гарант мира во всем мире. Из лагерной тетради» Василя Стуса. В предисловии Евген Сверстюк точно охарактеризовал его творчество: «...непроминальність Стусового слова: відкрити очі на правду й нагадувати, що все справді живе стоїть на правді». Интересные и полезные советы Стус писал лаконично и по пунктам в «Пам’ятці для українського борця за волю». В записи 11 лагерной тетради, рассуждая о солидарности, невозможности протестовать и оказывать сопротивление в ШИЗО, он написал: «Но как это калечит душу — когда ты видишь и молчишь».

В 1975 г. Вячеслав Чорновил и Борис Пенсон сотавили книгу «Будні мордовських таборів», где текст подавался в виде беседы авторов, куда также приобщался и Василь Стус: «Таборова лікарня — установа досить дивна. Призначення її — сполучити кагебістську жорстокість з професійним обов’язком лікаря. А сполучити ці поняття не так просто» (Чорновіл В. Пенсон Б. Хроніка таборових буднів. К: Такі Справи, 1991. С. 84). Здесь же он выразил судьбоносное мнение: «Время от времени в корпусе появляются кагебисты, назначая, кого выписать, кого подержать еще. Их мнение — самое авторитетное, так как они — лучшие тюремные медики, лечат больных они. Лечат, убивая» (там же, С. 86). А затем карцер, голодание, язва желудка, страдания и смерть. Ночью 4 сентября 1985 года его не стало. В четвертой записи лагерного дневника, изданной газетой «День», Василь Стус пишет: «За мной стояла Украина, мой угнетаемый народ, за честь которого я должен стоять до гибели». Человечность, правда, честь — это то, за что нужно бороться и с помощью чего необходимо бороться. Спасибо, Василь Семенович, что напоминаешь и утверждаешь это в нас!

Елена МЕЛЬНИКОВА, Мариуполь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ