В четверг, 24 мая, в Карпатах открыли один из самых больших инфраструктурных объектов Украины, реализованных за время независимости, — Бескидский железнодорожный тоннель, который расположен на границе Львовской и Закарпатской областей.
Этот тоннель называют «воротами в Европу», которые приблизят Украину к Евросоюзу. Действительно, Бескидский тоннель имеет стратегическое значение для Украины, поскольку 60% перевозок через западную границу страны осуществляется именно через него. Поэтому этот транспортный коридор является важной логистической составляющей маршрутов экспорта украинской продукции в Евросоюз. Кроме того, тоннель улучшит пассажирское сообщение между Закарпатьем и другими регионами Украины.
Новый тоннель построен в 22 м от старого, который действовал еще со времен Австро-Венгерской империи. Старый одноколейный Бескидский тоннель был построен еще в 1886 году как часть Львовской железной дороги. Его задумывали как переход с восточных регионов Австро-Венгрии в Центральную Европу. Более чем через столетие существования тоннель полностью исчерпал свой эксплуатационный ресурс и был признан аварийным.
Инициировали строительство нового двухколейного Бескидского тоннеля еще в начале 2000-х. Но проектирование строительства началось только в 2011 году, а работы — в 2013-м.
Тоннель прорублен внутри горы. Его длина — более 1700 метров. Это второй по протяженности железнодорожный тоннель в Украине после Лутугинского, что на Луганщине. Кстати, старый тоннель будет сохраняться как составная часть комплекса нового. Его будут использовать в качестве рабочей штольни по обслуживанию нового тоннеля, а также для эвакуации людей в случае аварийных ситуаций.
Общая стоимость объекта оценивается в 2,2 млрд грн. Строительство финансировалось за счет средств «Укрзализныци» и с использованием кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка.
По данным «Укрзалізниці», новый тоннель будет пропускать до 100 пар поездов в сутки со скоростью 60—70 км/час против нынешних 25 пар. А максимальная скорость поездов вырастет с 40 км в час до 60—70 км в час. Поэтому введение в эксплуатацию нового Бескидского тоннеля позволит Украине в несколько раз увеличить объем транзитных и внутренних железнодорожных перевозок. В частности, в планах — запуск поезда категории «Интерсити» между Львовщиной и Закарпатьем.