Пятого апреля в храме Святых Иоакима и Анны в с. Преображенка Чаплинского района прошло первое богослужение в новом статусе. Приход перешел в УПЦ КП. Такое решение на собрании приняли сами селяне. Предыдущий настоятель из МП их не поддержал и покинул Преображенку. Представители Московского патриархата пытались отказать людям и помешать переходу, но напрасно. Теперь окончательно решается вопрос о назначении в селе священника от УПЦ Киевского патриархата.
«Раньше в уставных документах нашей церкви было записано, что она принадлежит просто к УПЦ, без определения патриархата. Но здесь правил священник из МП. В последнее время прихожане почувствовали негативное отношение настоятеля. В том числе и позицию относительно событий в Украине, российской агрессии. Ко мне обратились селяне с просьбой поддержать их в вопросе принадлежности церкви к Киевскому патриархату и оформить это документально, — комментирует «Дню» депутат Чаплинского районного совета Николай МАРТИНОВЕЦ. — Мы провели собрание, проголосовали, подали документы в соответствующий отдел ОГА. А Киевский патриархат в Херсоне откликнулся на наше предложение и прислал нам нового священника. Церковь в Преображенке стала первой в нашем районе под юрисдикцию КП».
По словам Н. Мартиновца, это важное и показательное решение для других общин в области. Пример, как люди сами могут инициировать изменения такого характера. «У нас есть своя украинская церковь и свои умные священники, — добавляет Николай Никитович. — Ныне нам важно объединяться духовно. В зоне АТО служит больше десяти человек из Преображенки. Они пошли защищать Украину, односельчан, свои семьи. А мы здесь не должны допустить раздора в настроениях людей, а, наоборот, сплотить их. И церковь играет в этом объединении большую роль. Знаю это еще с 1989 года, когда инициировал открытие православной церкви. Тогда почувствовал сильное давление из райкома КПУ, даже хотели уволить с должности председателя колхоза, ходили по людям, агитировали против меня. Но, видите, выдержали, пережили, люди не поддались на это. Вот и ныне справимся».
Преображенка находится в нескольких километрах от районного центра, поэтому в этот храм могут приезжать и чаплинцы, жители соседних сел, а также военные, которые дислоцируются в районе.
Напомним, на Херсонщине это не первый подобный случай. Летом прошлого года приход святой великомученицы Варвары УПЦ_МП во главе с настоятелем протоиереем Сергеем Дмитриевым перешел к Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Василий КМЕТЬ, историк церкви, директор Научной библиотеки Львовского национального университета имени Ивана Франко, кандидат исторических наук:
— Продолжительное время в промосковской церковной среде культивировался и культивируется образ прихожанина — человека немного безвольного, который должен нести глубокое послушание. А послушание, к сожалению, далеко не всегда имеет реальные христианские признаки, то есть нужно слушаться во всём и даже в той ситуации, когда духовник отходит от собственно духовного служения. Когда идёт речь о политизации, откровенные политические конструкты, прихожанин обязан нести такое же послушание. Это, бесспорно, противоречит не только традициям украинского православия, но и самой христианской традиции.
Действительно, происходит активизация и та гражданская инициатива, которая подвигла украинцев на Революцию Достоинства, приводит к важным общественно-политическим, ментальным изменениям, которые проявляются сейчас в церкви. Я считаю, что такой процесс можно приветствовать, и он является неизбежным. В той или иной форме бездеятельность московской иерархии, бездеятельность и безответственность епископата или приходского духовенства будет приводить только к секуляризации, отходу верующих от церкви, потери христианством своих позиций в обществе.
Так или иначе, такие процессы будут способствовать тому, что идея поместной церкви будет трактоваться и в значительной части Московского патриархата как необходимость, как единый путь развития. Для того, чтобы говорить о православии не только в контексте прошлого, но видеть и реальную будущую перспективу. Что бы не говорил Московский патриархат о владыке Филарете, но именно благодаря его усилиям даже с их абсолютным невосприятием за 20 лет идея поместной церкви и идея возможности существования украинского православия вне русского влияния стала характерной для общества, даже риторика многих архиереев МП изменилась за эти годы.
Поэтому у многих верующих Московского патриархата, священников, несмотря на то, что они пытаются кто-то искренне, а кто-то сымитировать церковный послушание и, якобы, каноническое служение русской церкви, всё равно это будет способствовать воспитанию уважения и ожидания объединения в поместной церкви. Возможно, это случится не так скоро, как хотелось бы. Но продолжающийся процесс стихийного перехода общин, который, я надеюсь, будет продолжаться и в дальнейшем, так или иначе заставит их изменять свои взгляды и будет способствовать образованию поместной церкви.