Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вечное сражение Верховена

12 февраля, 2007 - 20:07
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЧЕРНАЯ КНИГА»

Наконец — впервые за несколько лет — в прокат попал новый фильм Пола Верховена «Черная книга». Однако с чисто кинематографической точки зрения это событие, скажем так, противоречивое.

Фильм действительно мог бы быть сенсацией уже хотя бы потому, что впервые за три десятилетия Верховен снял ленту в Европе, более того, на своей родине — в Нидерландах, с голландскими актерами. Сам проект обозначен как совместное производство четырех стран Старого Света — Нидерландов, Бельгии, Британии и Германии.

Собственно, Верховен и начинал, и сделал свои первые заметные успехи именно как голландский режиссер. Именно он открыл будущую голливудскую суперзвезду Рутгера Хауэра, и с ним сделал свои наиболее заметные картины европейского периода — «Турецкие сладости» (1971 г.), «Оранжевый солдат» (1977 г.), с ним же и переехал в Голливуд, где обоих восприняли очень благосклонно благодаря жестокой мелодраме в средневековом антураже «Плоть и кровь» (Испания — США — Нидерланды, 1985 г.) Больше всего публику тогда привлекала вот эта крайняя физиологичность кинематографа Верховена, оргия плоти и крови, пылкой любви и иррационального насилия, роскошно запечатленная в его лучших работах. К сожалению, Голливуд не любит крайностей; поэтому в недрах желанной кинофабрики Верховен как-то потерял свой стиль, настоянный на безрассудстве и жестокости.

А впрочем, в резерве режиссера есть еще одна тема — войны. Здесь стоит вспомнить «Звездный десант» или того таки «Оранжевого солдата». Упоминание о фильме 1977 года более уместно, потому что «Черная книга» — это опять об оккупации Нидерландов нацистской Германией и о движении Сопротивления. Правда, в «Солдате» главным героем был элегантный подпольщик в исполнении Хауэра, а на этот раз груз сюжета (сценарий написан совместно с Жераром Сотеманом) ложится на женские плечи. В «Книге» отслеживается несколько месяцев из жизни еврейской девушки по имени Рашель (Карис ван Хутен), которая, спасаясь от преследований гестапо, оказывается в самом центре подпольной борьбы, сопровождаемой предательствами и безвинными жертвами. Ситуация становится еще более запутанной после победы над оккупантами. Сценарий придуман хорошо, однако воплощен посредственно.

Бросаются в глаза слабые актерские работы. Даже если немцы однозначно плохи, все же они должны быть похожи на плохих, но живых, реальных людей, а не на пропагандистские карикатуры времен Второй мировой; «Черная книга» — все же не комедия. Та же неприятность и с голландцами — ни одной примечательной работы, только поверхностные типажи, которые можно различить по цвету волос, одежде, наличию очков и тому подобное, но отнюдь не по актерским темпераментам.

Кажется, общий паралич, свойственный этой картине, разбил и режиссера. Верховен постоянно теряет в динамике, в увлекательности — что смерти подобно, потому что фильм претендует, между прочим, на фабулу триллера. То же самое касается атмосферы — нет привкуса ужаса, паранойи, которые должны быть по сюжету, а, значит, снижается ценность благополучной развязки. Все эти недостатки Верховен пытается латать при помощи испытанных голливудских средств — пафоса и гламурной картинки в операторской работе. Помогает плохо. Все-таки европейский контекст требует несколько иных средств.

Но сценарий в последнюю минуту спасает фильм. Даже не сам фильм, а его финал. В эпилоге всей истории Рашель, давно уже живущая в Израиле, встречает подругу, с которой пережила все это тяжелое время. Собственно, весь фильм — это своеобразный большой флешбек, их общие воспоминания. У каждой вполне устроена жизнь, каждая после встречи идет своим путем. Рашель возвращается в свой киббуц. Ворота поселения закрываются за ней. Как вдруг начинает реветь сирена: ожидают атаки. Солдаты занимают позиции перед забором с колючей проволокой. Часовые на вышках готовятся к бою. История движется по кругу, и война не прекращается никогда...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ