Это уже вторая экспозиция Sotheby’s в стенах музея Ханенко. Предыдущая, выставлявшаяся здесь два года назад, включала, среди прочих, картину украинки Александры Экстер «Женщина с птицами» (кстати, в этом году работу нашей соотечественницы «Венеция» продали на лондонских торгах за 1 миллион фунтов стерлингов). Процент украинских художников в экспозиции этого года значительно выше. Собственно, все картины, предложенные на этот раз украинскому зрителю, вышли из-под кистей одесских художников-модернистов начала ХХ века. Среди авторов полотен — Амшей Нюренберг, Михаил Гершенфельд, Исаак Малик, Теофил Фраерман, Сигизмунд Олесевич и Израиль Мексин. Все они в свое время входили в «Общество независимых художников» и вдохновлялись произведениями Матисса, Гогена, Сезанна, Ван Гога, Руо, немецких экспрессионистов. Кое-кто из них был даже лично знаком с этими художниками (например, Теофил Фраерман, работавший с Дега, посещал мастерскую Родена и общался с Матиссом; Амшей Нюренберг, деливший парижскую студию с Шагалом), остальные же имели возможность видеть произведения этих мировых имен в Одессе на выставках «Салоны Издебского».
Как отметила на пресс-конференции руководитель лондонского отделения Sotheby’s Джо Викери, «произведения, представленные здесь сегодня, невероятно ценные, они крайне редко появляются на рынке». Все картины происходят из коллекции мецената Якова Перемена, который в 20-х годах вывез их в Палестину. Там они и хранились до настоящего времени. В Украине же об этих художниках, как и о многих-многих других, забыли почти все. Кроме, спасибо им, профессиональных искусствоведов. Таким образом, эта выставка — первый шаг к возвращению очередного — одесского — ряда забытых имен художников и их наследия.
Конечно, экспозиция имеет не только просветительскую функцию. Как и в предыдущий раз, она призвана привлечь внимание к одесситам украинских коллекционеров, активность которых на торгах Sotheby’s, по словам Джо Викери, в течение последнего года значительно возросла.
Интересно, что все 14 произведений модернистов продаются как один лот. «Это правильное решение, — считает заведующая отделом Западного искусства Музея имени Богдана и Варвары Ханенко Елена Живкова, — ведь отдельно они не имеют такой большой историко-культурной ценности, какой обладают вместе. Все эти картины представляют значительное явление в нашей истории и именно поэтому должны вернуться в Украину. Хорошо было бы, если бы какой-то меценат приобрел их для Одесского музея западного и восточного искусства».
Михаил Каменский, генеральный директор аукциона Sotheby’s в России, отметил, что «на этот раз мы привезли в Киев те произведения, которые были вывезены из Украины в начале прошлого века. И теперь все это должно вернуться на Родину». Действительно ли эти работы вернуться в Украину или осядут в собраниях иностранных коллекционеров искусства (или же в заграничных имениях украинских коллекционеров) — покажет лондонский аукцион 22 апреля.
Для посетителей выставка будет открыта всего два дня — 31 марта и 1 апреля.