Правительство России увеличило с 15 до 20 евро за 1 тонну ставки вывозных таможенных пошлин на нефть. Владимир Путин подписал соответствующее постановление 2 марта (Интерфакс-АНИ). В тот же день в Украине были приняты свои меры: парламент одобрил закон «О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов», предполагающий льготный режим налогообложения для структур, работающих на этом рынке.
В соответствии с законом, импорт сырой нефти (до 1 января 2001 года) и дизельного топлива (до 1 июня 2000 года) освобождается от уплаты ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость. До 1 июня продажа дизельного топлива, изготовленного НПЗ Украины с использованием сырья любого происхождения, освобождена от уплаты акцизных сборов и сбора в Госинновационный фонд. Но с 1 октября ставки акцизного сбора на дизельное топливо повышаются до 30 евро на 1 тонну (ранее — 10 евро), а на бензин — до 60 евро на 1 тонну (ранее — 40 евро).
Итак, смысл закона можно коротко изложить так: торопитесь, льготные ставки проживут недолго. Однако торговля нефтью и нефтепродуктами предполагает наличие больших оборотных средств или свободный доступ к кредитным ресурсам. В Украине, как известно, этим могут похвастать немногие. Скорее всего, доминировать на рынке вновь будут все те же «бизоны», поскольку беспошлинная «кормежка» позволила им накопить «жирок». Но что будет после того, как льготы прекратят свое действие? Ожидается ли на нефтяном рынке Украины очередной передел?
Президент концерна «Пульсар» Александр Нарбут считает, что с точки зрения сельского хозяйства и приближающейся посевной, временный порядок налогообложения можно отнести к положительным фактам. Но, по его мнению, такое решение нужно было принимать раньше: сев уже, по сути, начинается. В любом случае, считает В. Нарбут, нефтетрейдеры, работавшие по беспошлинному варианту, смогли накопить большие финансовые ресурсы, и можно предположить, что они их сумеют использовать и дальше в тех операциях, где они имели лидирующие позиции. Другое дело, смогут ли они дальше работать без лазеек. Это уже будет зависеть от таможенной службы и от правительства, констатирует А. Нарбут. Во всяком случае, говорит он, финансисты знают способы, с помощью которых можно де-юре лишать льгот, а де-факто — предоставлять их. Рынок нефтепродуктов в Украине — один из самых «старых» и самых устойчивых, он наименее подвержен переделу. Единственная возможность — это начало поставок нефти на «ЛиНОС» Тюменской нефтяной компанией и ее партнером «Альфа Групп». Если они станут его собственником, то положение структур, связанных с этим предприятием усилится, прогнозирует А. Нарбут. Президент межотраслевого концерна «Сотрудничество» Виктор Попов также считает, что появление новых структур на денежноемком рынке нефтепродуктов — это проблема наличия оборотных средств и кредитных ресурсов. Но рынок так или иначе наполнится, хотя сельское хозяйство будет не в состоянии самостоятельно оплатить поставку нефтепродуктов. По его мнению, государству придется взять на себя оплату 20-30% необходимых ресурсов. В. Попов считает, что государству уже давно следовало поставить нефтяные цены в Украине вровень с мировыми. А любые другие методы регулирования цен обернутся, по мнению В. Попова, инфляционным скачком. «Так было в прошлом году, так будет и в этом. Наличие 40% топливной составляющей в ВВП (во всем мире — 20%) обрекает расплачиваться за любые льготы инфляционной составляющей...», — считает президент «Сотрудничества».