Всего за одну неделю, с 21 по 28 января, средние розничные цены на нефтепродукты повысились в Украине на две копейки за литр, мгновенно разрушив, как оказалось, обманчивое спокойствие на этом рынке. Лидером на ценовой дистанции показал себя бензин «для бедных» — А-76, добавивший за неделю целых три копейки. В арьергарде — 95-й, которым не брезгуют и обладатели «мерседесов». Самый главный сигнал весеннему нефтяному рынку подает дизельное топливо, прибавившее к своей цене две копейки и занявшее таким образом срединную позицию между «бедняками» и «богачами». Мол, селяне готовятся к севу, спрос растет, а с ним, по законам рынка, и цена. Словом, все ясно.
Но если выглянуть «за околицу» державы, то очевидная ясность этого утверждения заколеблется. За ту же неделю цены на мировом рынке не росли, а наоборот — опускались, причем российский Urals, из которого в основном изготовляется наша солярка, даже подешевел на 4,3% (хотя с начала года подорожал на 9,4%).
Напомним, что в прошлом году дизтопливо в Украине подорожало на 66,3%, бензин А-76 — на 62,5%, А-95 — на 42,2%, тогда как мировые цены на нефть выросли на 29—35%, в том числе на базовую для украинских нефтепереработчиков смесь Urals — на 31,5%. В этих условиях больше всего беспокоит то, что поставки нефти (в основном — российской) на нефтеперерабатывающие заводы Украины в январе сократились, по оперативным данным, более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Немного спасает при этом лишь «Укрнафта», чьи поставки на отечественные заводы выросли на 2,7% (4,3 тыс. тонн). И все равно переработка нефти НПЗ страны в январе сократилась на 8,1%. В результате производство автомобильных бензинов украинскими НПЗ в январе упало на 17,7%, дизельного топлива — на 23,4%, мазута — на 27,7%. Начал работать российский политический фактор?
Это дает право прогнозировать, что в феврале рост цен на нефтепродукты в Украине может продолжиться под влиянием колебаний мировых цен, а также, по мнению экспертов, в связи с борьбой правительства с компаниями, обеспечивавшими льготный ввоз нефти и нефтепродуктов.
Больше всех волнуют эти неблагоприятные прогнозы Минагрополитики. Чтобы обеспечить нефтяную стабильность, особенно во время весенних полевых работ, ведомство предлагает создать при Госкомрезерве интервенционный фонд дизельного топлива в объеме 200—250 тыс. тонн. Как сообщил недавно и.о. министра Юрий Лузан, такое предложение было озвучено на заседании Кабмина и было поддержано премьер-министром Юлией Тимошенко. Более того, Минагрополитики предлагает ограничить экспорт минеральных удобрений и нефтепродуктов, если нефтеперерабатывающие предприятия откажутся снизить цены, сохранив их на нынешнем уровне. «Есть предложения поднять экспортную пошлину на нефтепродукты и за счет этого создать дотационный фонд для сельхозпроизводителей, чтобы удешевить нефтепродукты при закупке на проведение комплекса сельхозработ», — говорит Лузан, хотя и считает, что нефтепереработчиков удастся уговорить и на самом деле до ограничений на экспорт дело не дойдет. Он уверен, что существует «реальная возможность, чтобы на внутреннем рынке цена на нефтепродукты была снижена».
Между тем «любителям», работающим на рынке нефтяных прогнозов, стоит обратить внимание на действия профессионалов. В частности, на резкое изменение курсовой политики Национального банка Украины. Курс гривни разморожен и стремительно укрепляется. Похоже, центробанк таким образом старается дать отпор инфляционным тенденциям. Самая опасная из них наблюдается в энергетическом секторе, где цены, похоже, готовятся к прыжку. Газовые подхлестнуты новыми туркменскими ценами, на которые согласился Герой Украины Юрий Бойко. Нефтяные цены правительство накануне выборов в прошлом году «сжало» едва ли не мертвой хваткой: соответствующий мораторий с основными нефтетрейдерами «джентельменски» соблюдался даже после завершения его срока. Теперь эта пружина готова распрямиться.
Впрочем, сами нефтетрейдеры видят все это несколько иначе. Вот что сообщил вчера «Дню» Президент «ТНК-ВР Украина» Александр ГОРОДЕЦКИЙ:
— Ценовые движения, которые наблюдаются с конца прошлой недели, связаны исключительно с экономическими причинами. Дефицита топлива на рынке нет, наоборот, предложение превышает спрос. Но даже в условиях, когда «под завязку» залиты резервуары НПЗ и нефтебаз, переработчики вынуждены поднимать цены в связи с подорожанием сырья в мире и в России, которая, как известно, является основным поставщиком нефти для Украины. В связи с привлекательными ценами на внешних рынках, российские производители существенно увеличили экспорт углеводородов, в том числе задействовав железнодорожный транспорт, в результате чего цены на нефть на внутреннем рынке России значительно выросли. Если в январе тонна нефти обходилась Украине в $200, то теперь она подорожала на 20% — до $240 за тонну. Это стало причиной изменения ценовой тенденции на оптовом рынке и, как следствие, в рознице. По нашим прогнозам, повышение будет плавным и не превысит 5—7% за месяц. Скачкообразного, значительного роста цен, как это было в апреле—мае прошлого года, мы не ожидаем. При отсутствии административных ограничений плавный рост цен на топливо на розничном рынке в течение длительного периода компенсирует резкое подорожание нефти.