Вчера на могиле народного артиста России и Украины Виктора Степанова, который похоронен в Киеве на кладбище Берковцы, был открыт надгробный памятник. Почтить память великого актера и мужественного человека пришли актеры, близкие и друзья, а также работники Посольства Российской Федерации во главе с Чрезвычайным и Полномочным послом Виктором Черномырдиным, которого с актером связывала многолетняя дружба. Познакомились они после того, как Степанов сыграл в фильме «Под полярной звездой» роль советского производственника, выросшего до самых высоких государственных постов.
— Хотя фамилия у моего героя была совершенно другая, но ориентир был именно на Черномырдина, — рассказывал Виктор Федорович Степанов в интервью «Дню». — Государственная жизнь, хоть и частично, но она перед глазами людей. Мы видим по телевидению, как человек себя ведет, как отвечает на вопросы, как он слушает. Поэтому, когда прочитал сценарий, знал, как буду играть этого человека. Но когда мы выехали на натуру, то я понял много вещей. Вы знаете, природа вообще много чего подсказывает актеру. Я понял, почему этому человеку удалось достичь больших высот. Сначала ему пришлось хорошенько помесить российскую грязь. В прямом значении этого слова. Работая над ролью, я понял и то, почему Виктору Степановичу удалось так долго пробыть в кресле премьер-министра Российской Федерации (дольше всех и в самый тяжелый период). Почему? Потому что другой человек, с другой жизненной школой и другой закалкой этих трудностей просто бы не выдержал.
Актер и политик впервые встретились на премьере фильма. На банкете они стояли рядом. Черномырдин только что получил назначение в Киев и пригласил Степанова в гости. Очень удивился и обрадовался, узнав, что российский актер уже много лет живет в Украине. И уже через неделю они встретились в Киеве. Все отмечали сходство двух Викторов: брови вразлет, прямой взгляд, оба немногословные, крепкие, статные — настоящие сибирские русские мужики, не знавшие крепостного права.
Когда со Степановым случилась беда (в последние годы он был неизлечимо болен, врачи поставили ему диагноз рак костей), первым на помощь пришел Виктор Черномырдин — он оплачивал операции и лечение актера. Городской суете Степанов предпочитал сельскую жизнь. Вместе с женой обосновался в дачном поселке на Десне. Когда я спросила его, кем больше он себя ощущает — киевлянином, москвичем или питерцем, то услышала в ответ: «Я не горожанин, я сельский, деснянский человек. Тут мне хорошо, спокойно. А в Киев езжу только по необходимости. Слава Богу, от нас до столицы есть четыре дороги, кстати, очень хорошие. Полчаса на машине — и ты уже в центре или дома. Общественная жизнь? Кино — это и есть для меня жизнь. Я особенно не с кем не встречаюсь, в Дом кино просто так тоже не хожу. Мне это неинтересно. Мне интересно почитать что-нибудь... Я люблю смотреть сбоку. Я не участник, а, скорее, наблюдатель. Я фаталист. Все происходит так, как должно произойти».
Был теплый сентябрьский день. Мы сидели в саду возле маленького декоративного пруда, из которого время от времени выскакивала погреться на солнышке лягушка. Было тихо и удивительно спокойно. Только изредка тишину нарушал крик соседского петуха. Было слышно, как в траву гулко упало спелое яблоко. Степанов говорил тихо, словно боялся громким голосом оскорбить первозданную красоту бабьего лета, неторопливо, взвешивая каждое слово, как будто оно было последним. Так и случилось. Это интервью, опубликованное в газете «День» 28 октября 2005 года, оказалось последним в жизни актера. После курса полуторамесячного противоопухолевого лечения в Москве он вернулся в Киев, где умер поздним вечером 26 декабря 2005 года. Но для миллионов зрителей он живет в картинах «Иван Павлов. Поиски истины», «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего...», «Дежа вю», «Ермак», «Чистилище»... последней работой актера стала роль казацкого атамана Сирко в восьмисерийном фильме Укртелефильма «Запороги».