Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Влажный фейерверк индиго

23 января, 2001 - 00:00

Буйство красок и категоричность художественных темпераментов отличают выставку «Индиго — мурлыкающий корт», открывшуюся в галерее «РА» в Киевском доме художников. Свои полотна арт-группа «Террасы» (триумвират Илоны Сильваши, дочери основателя «Живописного заповедника» Тиберия Сильваши, Юрия Ермоленко, Ярослава Присяжнюка) называет на мультимедийный манер — «коммуникации». Как пояснила Илона Сильваши, такое жанровое обозначение вытекает из самой концепции выставки. Каждая картина на ней связана, коммутируется с остальными холстами, и фактически все полотна троих художников связаны, как единая картина, представляют собой нечто вроде масштабной раскадровки одного живописного события. Такой «киношный» уклон активно поддерживался и премьерой двух видеоработ: мультфильмом Илоны Сильваши и Ярослава Присяжнюка «Кошка зеленая» и короткометражкой Юрия Ермоленко «Terra indigo». Фильмы, демонстрировавшиеся видеопроекцией на белой стене, точно замыкали живописную «раскадровку» все тем же фейерверком красок и схожими образами, перешедшими на пленку с полотен.

Анимация «Кошка зеленая» (судя по всему, центральный образ выставки), созданная на студии «Рапан», представляет собой череду практически не связанных единым сюжетом образов, построений на тему коммуникации — полуабстрактные силуэты, вовсе абстрактное озвучение, неровная пляска компьютеризованной живописи. Достаточно утомительное зрелище, и тут загвоздка не только в зрительской нестойкости. Упражнение на тему зеленой кошки было бы самоценным, если бы за этой необычной тварью стояли некие более глубокие категории, благодаря которым, собственно, и обеспечивается интерес как стремление сложить образную головоломку, которую художники старательно разбрасывают по своим «коммуникациям». «Индиго — мурлыкающий корт» во всем подобен этим видео-экзерсисам, связан с ними той же цепью изъянов, отягощен сутолокой сразу многих, еще незрелых устремлений. Слепящие, подчас кричащие цветовые сочетания текут по поверхности полотен — с достаточным своеволием, но без омутов и порогов.

Тем не менее, экспозицию следует признать событием. Ведь в последние годы ни в Киеве, ни, шире, в Украине, еще ни разу о себе столь сплоченно и напористо не заявляла новая художественная группировка. Притом, похоже, эти ребята действительно знают, зачем они пришли, что они собираются делать. У них есть своя позиция, свои, четко акцентированные убеждения, и своя идеология, с которой они в ближайшее время явно намерены занять свое место в давно не обновлявшемся артистическом ландшафте. И, кажется, нет оснований считать их заявку несерьезной.

Влажный, неоформленный, — но, все-таки, фейерверк.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ