Принятие в четверг Верховной Радой в первом чтении Закона «О реформировании Вооруженных сил Украины» стало первым серьезным итогом работы гражданской администрации Министерства обороны. Проводить реальную военную реформу (а тем более радикальную) в год выборов чрезвычайно сложно. Особенно принимая во внимание сложную конфигурацию политических сил в парламенте. Своими впечатлениями от рассмотрения закона в ВР, а также разработками Министерства обороны относительно гарантий военнослужащим, которые будут сокращены в ходе реформирования армии, с «Днем» поделилась первый заместитель министра обороны Украины по гуманитарным вопросам и связям с Верховной Радой Валентина ГОШОВСКАЯ.
— Перед голосованием законопроект «О реформировании Вооруженных сил Украины» чрезвычайно остро обсуждался в парламентском комитете по вопросам национальной безопасности и обороны. В ходе обсуждения министр обороны Евгений Марчук дал основательные ответы и разъяснения на все критические замечания, как предубежденные, так и объективные. Но уже в ходе этого обсуждения стало понятно, что оппозиция, несмотря на любые аргументы, не будет голосовать «за». Более того, даже среди депутатов большинства до разъяснений министра бытовало мнение, что этот законопроект в основном касается только сокращения военнослужащих. С парламентской трибуны Евгений Марчук еще раз ответил на вопросы, прозвучавшие в ходе обсуждения документа в комитете. В частности, он показал, откуда и как будут обеспечиваться социальные льготы; подчеркнул, что реформирование происходит с целью создания современной, боеспособной, мощной по потенциалу армии; объяснил, почему сегодня она такой не является. Министр обратил внимание парламентариев на то, что принятие законопроекта уже через полтора-два года даст возможность 35% бюджетного финансирования Вооруженных сил направлять на развитие армии, тогда как сегодня только 10% средств идет на развитие, остальное же — «проедается». 35% — это показатель, близкий к тому, как финансируются вооруженные силы в странах Европы.
Учитывая, что офицерский состав будет сокращен вдвое и поскольку мы говорим о создании армии нового образца, министерство настроено объективно (при помощи аттестации, демократически-гражданского контроля, подключения общественности) отобрать лучших офицеров и оставить их. А те, кто окажется вне армии, будут социально обеспечены. Уже сегодня у нас есть общее соглашение с Министерством труда и социальной политики, Государственным центром занятости и другими государственными структурами, чтобы предложить сокращенным офицерам лучшие места на современном рынке труда в Украине. Также проводится серьезная работа по психологической адаптации военнослужащих, которые будут подлежать сокращению. Причем работа будет вестись и уже ведется не только с теми военными, которые будут сокращены в ближайшее время, но и с теми, кого это ожидает через год. Им гарантирована материальная помощь, которая будет выплачиваться на протяжении шести месяцев. Кроме того, они могут становиться на учет в центры занятости, где также будут получать соответствующие выплаты. Т.е. фактически будет двойная выплата. Гарантировано также, что пенсия этим военным платиться будет с учетом всех надбавок, и она в среднем будет составлять на 30% больше, чем сейчас. Поэтому диспропорция в пенсионном обеспечении тех военнослужащих, которые уволились до 1992 года, и тех, кто после 1992 года, этим законом фактически ликвидируется. Уволенным военнослужащим также будет обеспечено Министерством обороны санаторно-курортное лечение и лечение вообще. Разработана также серьезная гарантия обеспечения жильем — те, кто имеет не менее 15 лет выслуги и уже более 10 лет стоит на очереди, в течение трех ближайших лет получат жилище. Для этого будут задействованы две программы: и бюджетная, и внутренний резерв министерства.