Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Военная доктрина: тактический маневр

6 августа, 2004 - 19:54

Президентский указ об исключении из Военной доктрины пункта, предполагающего вступление Украины в НАТО и Европейский Союз как конечную цель евроатлантической интеграции, вызвал много споров и противоречивых оценок. Я считаю, что этот шаг главы государства является не только выигрышным тактическим ходом, но и эффективным стратегическим решением.

Хочу особенно подчеркнуть, что анализ отношений Украины с Европейским Союзом и Североатлантическим альянсом позволяет утверждать, что это решение было принято не спонтанно. Украина неоднократно подчеркивала свое стремление двигаться в Европу, получая взамен исключительно критические оценки уровня демократичности развития страны и громкие обещания интенсивного сотрудничества. Особенно обидно осознавать тот факт, что наиболее активно подобного рода советы раздают некоторые представители центрально-европейских стран, еще вчера топтавшихся на пороге европейских институций. Украина так и не получила достойной экономической компенсации за расширение Европейского Союза, взамен ей предложен довольно унизительный статус «соседа Европейского Союза» наравне со странами Северного Средиземноморья. Несмотря на постоянный активный диалог между Киевом и Брюсселем, план действий «Украина — ЕС» так и не подписан. Хотя высшее политическое руководство нашей страны неоднократно подтверждало свою приверженность делу европейской интеграции, внятных ответных сигналов Украина не получила. Очевидно, в Европейском Союзе опасаются, что темпы оптимизации отношений с десятью странами, ставшими членами ЕС в мае 2004 года, не позволят найти должное место для такого крупного государства, как Украина.

Практически аналогичная ситуация наблюдается в отношениях между Украиной и НАТО. Хотя наша страна является активнейшим участником программы «Партнерство ради мира», а украинский воинский контингент третий по численности в Ираке, продвижение Украины в Альянс практически застопорилось. Не помогает проведение военной реформы, модернизация Вооруженных Сил и стремление постепенно перейти на стандарты НАТО. Создается впечатление, что пребывание Украины в роли дружественного буфера вполне устраивает политическое руководство Североатлантического альянса.

Следует отметить, что Европейский Союз и НАТО стремятся весьма активно проконтролировать предстоящие президентские выборы. К сожалению, мы наблюдаем торжество двойной морали: в Брюсселе и Страсбурге, с одной стороны, говорят о необходимости построения стратегических отношений, с другой — увязывают перспективы дальнейшего продвижения нашей страны на сближение с ЕС и Альянсом с результатом президентской кампании. При этом в предвыборных программах основных претендентов на победу в президентской гонке нет пунктов о возможном полном отказе украинской политики от европейского вектора. Но этот факт, к сожалению, не подталкивает наших стратегических партнеров к активизации отношений с Украиной.

Необходимо отметить, что законодательный орган и исполнительная власть нашей страны постоянно действуют в контексте европейской интеграции. Наверное, стоит напомнить нашим евроатлантическим партнерам, что действия коалиционного Кабинета Министров и Верховной Рады никогда не давали оснований усомниться в стремлении Украины стать полноправным членом Европейского сообщества. Надо сказать, что наблюдающееся в последнее время сближение позиций Украины и России является нормальной реакцией на отсутствие реакции со стороны евроатлантических институций. Обидно отмечать, что падение интереса к Украине со стороны Европы происходит на фоне растущего товарооборота и постепенного сближения позиций Киева и Москвы. Интересно, не опасаются ли потерять влияние на Украину в Страсбурге и Брюсселе?

Хочу сказать, что президентский указ стал катализатором для активизации отношений между Украиной и ЕС и НАТО. После внесения изменений в Военную доктрину на Украину обратили внимание представители евроатлантических институций, в хорошем смысле зашевелились и наши ближайшие соседи, уже ставшие членами НАТО и ЕС. Поэтому с высокой долей уверенности можно утверждать, что минимальное, даже косметическое изменение Военной доктрины Украины может послужить дальнейшей интеграции нашего государства в Европейский Союз и Североатлантический альянс.

Олег БЕСПАЛОВ, народный депутат Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ