«Приторможенные» карантинной бурей на два месяца, гастроли тбилисского «Свободного театра», посвященные 15-летию основания Посольства Грузии в Украине, и при поддержке Посольства, все же состоялись накануне новогодних увеселений. На фоне политического спектакля, который входит у нас в свою пиковую фазу, они прошли довольно скромно. Печатные и электронные СМИ не пестрели фотографиями звездных, медийных лиц. Не было леса телекамер на пресс-конференции. Но оба гастрольных дня зал Молодого театра был полон.
«Свободный театр», как и его художественного руководителя Автандила Варсимашвили, связывает с Киевом давняя дружеская и творческая привязанность. В далекие восьмидесятые режиссер ставил в Киеве в тогда еще Молодежном театре спектакль, который так и не увидел свет. А с работой его нынешнего театра — «Комедианты» — киевские зрители познакомились несколько лет назад на сцене Театра на Подоле.
Со времени своего появления — в 2001 году, «Свободный театр» отличается острой политико-социальной направленностью, за что публика окрестила его «национальным шоком».
Система координат грузинского театра вообще и «Свободного», в частности, основана не только на острой политической ситуации, которая не сегодня возникла в этой стране. В нее вплетены давние и славные театральные традиции грузинского театра — органика, психологизм, музыкальность, пластическая культура.
Киевскому зрителю театр представил два спектакля, разные по содержанию и стилистике и очень схожие по подходу к решению наболевших сегодняшних проблем.
«Братья», где Автандил Варсимашвили выступил не только в роли постановщика, но и автора пьесы, написаны по мотивам фильма Луккино Висконти «Рокко и его братья». История четырех братьев полна в спектакле реалий сегодняшней Грузии, где люди, уставшие от войны, сорванные с насиженных мест, пытаются сохранить вечные семейные ценности. Через боль, через кровь, через невзгоды.
Спектакль сдержанно-впечатляющ. Скупая сценография не отвлекает ни от сюжета, ни от эмоционально точной игры актеров. И хотя сам Автандил называет спектакль «мужским», не умаляя игры великолепного «братского» ансамбля — Нико Гомелаури, Бубы Гогоришвили, Аполлона Кублашвили и Кахи Микиашвили,— нельзя не отметить филигрань женских работ.
Второй спектакль для знатоков театра носил характер разорвавшейся бомбы. Дело в том, что «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта навсегда вошел в историю не только грузинского, но и мирового театра благодаря знаменитой постановке Роберта Стуруа. Варсимашвили во времена, без преувеличений, «фанфарного» шествия «Круга» на сцене театра Руставели не только работал там, являясь учеником батоно Стуруа, но и вел именно этот спектакль. Всего — 175 раз. Поэтому, чтобы решиться на постановку Брехта, нужны были и дерзость, и мужество.
Не стану «накладывать» один «Круг» на другой. Занятие неблагородное и неблагодарное. В «Свободном театре» — это снова о войне. О том, как она развращает, разрушает, и выкристаллизовывает как лучшие, так и худшие человеческие качества. Безусловная удача — сценография Мириана Швелидзе — простая и многослойная, не отвлекающая, но погружающая в тревожный мир героев. Каждая из актерских работ заслуживает отдельного разговора и множества похвал, но, да простят меня коллеги артиста, роль юродивого судьи Аздака — Нико Гомелаури — решена так психологически точно и ярко, что нельзя не склонить низко голову перед его талантом.
Добрые взаимоотношения украинского и грузинского театров, есть надежда, будут иметь продолжение. Автандил Варсимашвили собирается ставить спектакль в Молодом театре, а Станислав Моисевв — в «Свободном».