Друг Тараса, корреспондент Reuters Сергей Каразий говорит, что доска должна была появиться на здании агентства «Укринформ» еще три года назад, в январе 2014-го, но обстоятельства сложились иначе. Поэтому открытие сдвинулось и состоялось в день, когда Тарасу должно было бы исполниться 50 лет.
«За этой скромной доской — эпохальная личность, — убежден автор проекта, скульптор Виктор Хоменко. — В первые годы независимости, когда украинская пресса полностью игнорировала реальность, Тарас и некоторые его коллеги пытались донести объективную информацию. К сожалению, ее потребителями были лишь западные каналы и агентства».
БЕЗ УСЛОВНОСТЕЙ И ЦИНИЗМА
Друзья Процюка и журналисты, собравшиеся в зале «Укринформа», просматривают интервью Тараса, записанное в конце 1990-х Ольгой Герасимьюк и Ириной Ионовой. Тогда они хотели создать для телеканала «1+1» фильм о военных журналистах. Тарас консультировал съемочную группу, но быть героем фильма отказывался. Друзьям удалось уговорить оператор дать интервью, но он поставил условие: использовать лишь после его смерти.
«В суперэкстремальных условиях человек снимает с себя условности, обнажается очень сильно, снимается внешняя ширма с него. Есть возможность познать человека намного больше. Бывает, что возникает ностальгия — не за войной, а за той атмосферой, когда нет формальностей в отношениях», — рассказывает с экрана Процюк. С помощью камеры оператор фиксировал действительность с разных сторон баррикад. Но на его пленках всегда были сильные и искренние эмоции. И жестокость, и человечность подавались без прикрас.
«Мне казалось, что Тарас больше всех любит жизнь, — вспоминает медиаэксперт Лариса Мудрак. — Он всегда радовался, что может показать страх, который есть на войне, пропустить его через себя так, чтобы мы чувствовали, что ничего выше любви к человеку и жизни нет».
«Тарас был одним из первых, кто работал за пределами Украины на войне. Он проводил много времени, освещая боевые действия, но не очерствел, не стал циником, — добавляет Сергей Каразий. — Он ненавидел войну и хотел рассказать о ней так, чтобы следующих войн было меньше».
Сергей вспоминает одну из поездок в Чечню, когда местные жители попросили передать в труднодоступный район хлеб и мясо, и Тарас поехал туда с едой, не колеблясь. «Для меня это является ответом на нынешнюю дискуссию: журналист должен отстраненно фиксировать события или помогать людям. Тогда Тарас сделал свой выбор, и для меня он тоже стал очевидным», — говорит Каразий.
ИЛЛЮЗИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
В апреле 2003 года Тарас Процюк снимал танковую битву с балкона гостиницы «Палестина» в Багдаде, который был базой иностранной прессы. Американские военные заметили отблеск от его камеры и приняли его за снайпера. От выстрелила из пушки их танка погиб не только украинский оператор, но и оператор канала «Телесинко», испанец Хосе Коусо. Еще трое работников Reuters получили тяжелые ранения.
Говорит журналист и писатель Сергей Лойко: «Счастливый человек был. Улыбка не сходила с лица. Наверное, и на фото в паспорте он улыбнулся». В тот день он тоже находился в «Палестине», только несколькими этажами ниже. Писатель зачитывает отрывки из своего дневника, опубликованного в повести «Шок и трепет» в 2003 году, где детально описывает обстановку вокруг гостиницы, цитирует слова общего с Тарасом друга, который находился с украинцем в последние минуты жизни. «Нелепая смерть в объективно безопасной ситуации. (...) Американцы воюют основательно: в снайпера — из пушки», — написал тогда Лойко. Военные США признали эту смерть несчастным случаем. Извинений и компенсации семья не получила.
Генеральный директор «Укринформа» Александр Харченко рассказывает, что не был лично знаком с Тарасом, но убежден, что мемориальная доска будет вдохновлять коллектив агентства выполнять свою работу честно и качественно, как это в свое время делал Процюк. «Скоро на здании «Укринформа» появятся еще две мемориальных таблички, и тогда доска в память о Тарасе будет по соседству с досками в честь таких людей, как Гладынюк, который прошел путь от крепостного до одного из самых преуспевающих предпринимателей и фактически построил этот дом, а также Михаил Грушевский, который здесь проводил много времени», — отметил Харченко.
«Ощущение истории Киева и всей страны начинается с тех историй, которые мы можем зафиксировать, — подчеркивает Лариса Мудрак. — Тарас фиксировал жизнь, и мы не можем не зафиксировать память о нем для тех, кто с ним не знаком».