Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Возвращение в модерн

3 апреля, 2006 - 20:24
В ЛИФАРЕВСКОЙ «УТРЕННЕЙ СЕРЕНАДЕ» МЫ МОЖЕМ УВИДЕТЬ ПЕРВЫЕ РОСТКИ МОДЕРНА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ

С 2 по 9 апреля в Киеве проходит VI Международный конкурс им. Сержа Лифаря.

В этом году в нем соревнуются 118 конкурсантов из 14 стран мира: танцовщики (в младшей и старшей группах) и хореографы. Традиционно возглавляет жюри известный российский балетмейстер Юрий Григорович. «Соревноваться в конкурсе очень трудно, но даже если фортуна на этот раз для кого-то не станет благосклонной — не нужно отчаиваться, а продолжать упорно репетировать, и тогда удача вас не обойдет стороной», — сказал Юрий Николаевич, обращаясь к конкурсантам.

На концерте-открытии впервые в нашей столице был показан лифаревский балет «Утренняя серенада», поставленный на музыку Франсиса Пуленко. Сергей Михайлович этот спектакль называл «хореографическим концертом для фортепиано и 18 инструментов симфонического оркестра». Свой балет он посвятил победе над фашизмом во Второй мировой войне. А возродил постановку ученик С. Лифаря — балетмейстер Оливье Пате (Франция). Он работал по видеозаписи, сделанной в 1985 году. Консультировал Пате исполнитель главной партии в этом балете и близкий друг С. Лифаря Владимир Скуратов (ныне этот танцор украинского происхождения уже преклонного возраста — ему 81 год, но несмотря годы он как почетный гость присутствовал на киевской премьере).

— «Утреннюю серенаду» С. Лифарь поставил в 1945 году. Для того времени балет стал прорывом, — сказал «Дню» художественный руководитель конкурса Юрий Станишевский. — Премьера состоялась в театре Монте-Карло и имела огромный резонанс у публики. Этим балетом С. Лифарь открыл новое направление в мировом балете — бессюжетный инструментальный танцевальный спектакль. Это направление подхватил американский хореограф Джордж Баланчин. Под впечатлением лифаревской «Сюиты в белом» и «Утренней серенады» он поставил свой знаменитый «Хрустальный дворец» на музыку Симфонии до мажор Ж. Бизе...

Рождение «Утренней серенады» произошло в непростой для С. Лифаря период. Балетмейстер был изгнан из «Гранд- опера». Недруги, которых у творческих личностей всегда немало, обвинили Сергея Михайловича в сотрудничестве с немцами. А на самом деле С. Лифарь фактически предотвратил взрыв здания театра, спас от фашистов уникальные картины «Гранд-опера», благодаря ему сотни артистов труппы, выступая на сцене, не погибли от голодной смерти в период оккупации. Серж Лифарь никогда не был коллаборационистом. Это подтвердил Национальный комитет по вопросам чистки, опровергая все ложные обвинения. Серж Лифарь всегда оставался патриотом, а «Утренняя серенада» — его хореографический гимн победе. Ныне главные партии исполнили украинские артисты Андрей Гура и Татьяна Голякова. Танцовщики очень тонко уловили стиль Лифаря — романтическую неоклассику.

— Мне кажется, что фигура Сержа Лифаря ныне сильно возносится и несколько преувеличивается значение его балетного наследия, — считает балетмейстер Алла Рубина. — Сегодня мы почему-то совершенно забыли о действительно легендарном танцовщике Вацлаве Нижинском и о его сестре Брониславе (хореограф, у которой делал свои первые шаги в балете Серж Лифарь). Хотя, конечно же, нужно знать о наших известных земляках побольше. «Утренняя серенада» — трогательное, но с позиций сегодняшнего дня несколько наивное произведение. К 100-летию С. Лифаря на сцене Национальной оперы Украины возродили его «Сюиту в белом». Тот балет можно отнести к классике, а «Утреннюю серенаду» занимательно посмотреть как некое хореографическое ретро, архивную находку, в которой можно почувствовать аромат того времени. К сожалению, спектакль сильно устарел. Хотя танцовщики Национальной оперы показали себя высокими профессионалами, ведь они могут исполнять хореографию разных стилей.

Я с нетерпением жду начала конкурса. Особенно волнуюсь за младшую группу. В ней будут соревноваться несколько детей, которым я помогала готовиться к этому соревнованию. Бывают очень одаренные танцовщики, но в классике не могут выигрышно себя показать. Лифаревский конкурс проходит в три этапа. В первом туре конкурсанты исполняют обязательную программу (классика) с элементами произвольности. Жюри определяет общую культуру, наличие школы, внешние данные, обаяние танцовщиков. Затем конкурсанты показывают классический и современный номер. Но так как украинская балетная школа ориентирована на классику, а в мире тенденция на модерн, то наши современные танцы не всегда являются подлинной творческой удачей, а порой выглядят не очень убедительно. В третьем туре танцовщики вновь исполняют классику. Вы знаете, я довольно скептически отношусь к конкурсам, так как балет — это прежде всего искусство, а конкурс похож на спортивные соревнования (хотя я сама дважды становилась лауреатом лифаревского конкурса). В этом году среди хореографов будут соревноваться всего десять человек. Это мало, если сравнивать с Московским конкурсом балета: там боролись 32 хореографа, но премию жюри никому не присудило, дав только три диплома. Дело в том, что хореограф должен не только владеть азами профессионального мастерства, но привнести что-то свое в балет. Многих конкурсантов я хорошо знаю, некоторым помогала, например, Лилии Климчук, а также работающим ныне в Словакии Людмиле Васильевой и Максиму Скляру. Вы знаете, я очень беспокоюсь за современный танец. Как его воспримут судьи, зрители. Западные тенденции предполагают высокоразвитую технику движений. У наших хореографов совсем другой подход к современному танцу: в номере должна быть идея, тема. Я посмотрела как репетировала Мария-Эльза Баранова из Финляндии (младшая группа) и была очарована. Номер называется «Красивые мысли». Там танцовщица показывает интересные движения руками, создавая образ трогательной девочки. Я считаю, что балетмейстеры должны придумывать движения, которые создают образ. Это наше кредо и от этого современным украинским хореографам нельзя отказываться. В пластике и танце, прежде всего, должна быть мысль, а не только голая техника, пусть и виртуозно исполненная танцовщиком...

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ