Национальный художественный музей Украины, Дом актера, римско-католический костел Святого Николая и Дом с химерами — именно вокруг этих величественных сооружений, наверное, для многих самых любимых мест Киева, разворачивается рассказ об архитекторе Владиславе Городецком в подарочном альбоме «Вызов творца» (издательство «Грані-Т»).
Молодой архитектор Владислав Городецкий, окончив Императорскую академию искусств в Петербурге, в 1890 году приехал в Киев. Здесь прожил тридцать лет. И здесь остались его лучшие архитектурные творения.
В конце ХІХ века город переживал, говоря современным языком, строительный бум. В то время его центр почти приобрел «обычный» для нас вид: уже были вокзал, университет, ботанический сад им. Фомина, Николаевский сад (парк Шевченко), Владимирский собор; частично застроены нынешние улицы Коминтерна, Саксаганского, Большая Васильковская, Владимирская, Богдана Хмельницкого, Прорезная, немного — Крещатик. А в начале ХХ века по проектам архитектора Городецкого к этим застройкам добавились Художественно-промышленный и научный музей Императора Николая II (ныне — Национальный художественный музей), Караимская кенаса (сейчас — Дом актера), костел Святого Николая и Дом с химерами (теперь – Государственная резиденция Президента Украины) зотчего Городецкого «...есть города, осененные внезапными вспышками архитектурного таланта одного творца: его здания — это вызов окружающей среде, к тому же не в форме возражения или противостояния, а как вопросы. Такие архитектурные гении имеют фантазию, словно сосредотачивающую (или проблематизирующую) на текучести времени представление тех, кто созерцает их творение. В историческом центре Киева таковыми являются здания Городецкого», — написал в своем послесловии к изданию известный философ Сергей Крымский.
«Для меня Городецкий — это вызов! — говорит художник Петр Бевза, работавший над визуальной концепцией и дизайном проекта. — Причем прежде всего современным зодчим, которые, к сожалению, ничего подобного не могут создать, да и не обращают внимания на тот вызов, который существует в лице этого творца. Время показало, что архитектор Городецкий в результате своей деятельности оказался поэтом! Он привнес тайну в атмосферу города. Как известно, строил на сложном рельефе, где никто не хотел строить. Кроме того, применял цемент — новый в то время материал. Иначе говоря, он был еще и новатором! Сегодня в основном строят с низким уровнем качества, материалами, можно сказать, не совсем актуальными на сегодня, и с плохим вкусом». Шеф-редактор «Граней-Т» Диана Клочко рассказала «Дню», что альбом — первый из несколькотомного проекта. «Когда мы обратили внимание на украинскую архитектуру, то оказалось, что меньше всего изучен период конца ХІХ — начала ХХ веков, — говорит она. — Городецкий как яркий представитель модерна, естественно, сразу пришел на ум. Мы все делали для того, чтобы в 145-ю годовщину со дня рождения архитектора презентовать издание в его Доме с химерами. Это не произошло по целому ряду причин. Очень хочется, чтобы то, что Городецкий нам оставил, отреставрировали, и на Банковой, 10 можно было любоваться тем, что осталось от интерьеров. Важно, чтоб это стало достоянием. Интересная деталь: когда во время работы над альбомом мы со всех сторон фотографировали Дом актера, прохожие вдруг останавливались и снимали на свои мобильные телефоны эту архитектурную жемчужину... То есть нужно было просто традиционное фотографирование, чтобы это стало предметом наследования».