На время подготовки номера было известно о трех погибших и пятерых раненых, судьба двух человек оставалась неизвестной. Напомним, воскресным утром в столичном доме по улице Соломии Крушельницкой, 1/5 произошел взрыв. «...Произошло разрушение пятого, шестого, седьмого и восьмого этажей. На месте происшествия работает штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций, мобильная оперативная группа Государственной службы чрезвычайных ситуаций и сотрудники Национальной полиции. Произведено укрепление строительных конструкций», — добавляют спасатели.
Мэр Киева Виталий Кличко заявил, что пострадавшие жители будут временно переселены в дом-интернат №12. Как дальше будет решаться проблема с жильем для жителей более полусотни квартир — неизвестно. Вернуться домой людям некуда. Разрушенная секция дома ремонту и восстановлению не подлежит. В Министерстве внутренних дел заявили, что ее надо демонтировать.
Очевидцы описывают в соцсетях, что взрыв был настолько мощный, что казалось, повылетают стекла в соседних зданиях. Почему, собственно, произошла трагедия, будут выяснять правоохранители, которые открыли уголовное производство. Еще одна версия следствия — взрыв бомбы.
Вместе с тем жители дома на Соломии Крушельницкой, 1/5 комментируют в СМИ, что запах газа в доме почувствовали еще в прошлый вторник. Работники АО «Киевгаз» как раз начали поверку счетчиков, вместо них установили резиновые шланги. Об этом же впоследствии заявила в эфире одного из телеканалов народный депутат от «Слуги народа» Леся Забуранная: «По предварительной версии правоохранителей, была проблема в замене счетчиков газа на какой-то некачественный агрегат, который не сумел сдержать концентрацию газа, и, соответственно, в одной из квартир произошел взрыв бытового газа».
На ФБ-странице «Киевгаза» говорится, что работники оперативно перекрыли поставку газа к дому после вызова аварийной службы. Также подтвердили, что на прошлой неделе сняли счетчики на поверку, но о причинах чрезвычайной ситуации пока говорить рано.
«Конечно, причины взрыва устанавливает следствие в подавляющем большинстве таких случаев, а они на самом деле случаются очень часто, виноваты жильцы, — комментирует директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр СЕРГИЕНКО. — Поэтому граждане должны делать выводы, к примеру, покупать газовые плиты с предохранителями: если пламя гаснет, газ отключается автоматически. Кроме того, надо ставить датчики газа в подъездах многоэтажных домов. В свою очередь, правительство и «облгазы» могли бы все это предусмотреть на законодательном уровне. Поскольку «Киевгаз» руководствуется только нормативными документами и постановлениями Кабмина, пока в них не появятся новые технические требования, ничего делать сами не будут».
«Также сейчас горячий момент, когда нужно принять правительственное решение об общеобязательном страховании жилья на случай пожара и взрыва газа, — добавляет Александр Иванович. — Теперь власти надо ломать голову, что делать с этими людьми. Им формально скажут ремонтировать или строить новое жилье, конечно, у людей нет на это средств. Ясно, что город и мэр помогут, но вряд ли абсолютно всем жителям дома. Таких денег у города нет, и это создает ненужный прецедент. Когда был взрыв газа в районе Голосеевской площади в трехэтажном доме, мэрия тоже обещала помочь, то одна семья хотела или шесть, или девять квартир получить. Поэтому подчеркиваю: нужен общий фонд государственного страхования».