Якобы из-за финансовых сложностей ЮНЕСКО вынуждена сократить количество своих представительств. Сейчас выбор лег на московское бюро. Как пишет российское информагентство «РИА НОВОСТИ», постоянный представитель России при международной организации Элеонора Митрофанова заявила, что закрытие представительства вызвано именно финансовыми трудностями. Бюро в Москве прекратит работу во второй половине 2015 года. По словам Митрофановой, вместо этого рассматривается возможность расширения деятельности Международного института информационных технологий ЮНЕСКО, который находится именно в Москве. Возможно, директор этого институт будет иметь такие же полномочия, которые ранее были у представителя ЮНЕСКО.
А предшествовало такому решению письмо России гендиректору международной организации Ирине Боковой, что якобы в Украине и ЕС нарушаются права журналистов российского международного информагентства «Россия сегодня». Возможно, это тоже как-то повлияло на выбор, на каком представительстве сэкономить именно сейчас. Ирина Никифорова, участница официальной делегации от Украины на сессиях организации, заверяет, что для нас в политическом плане это некий плюс к карме.
— В принципе, закрытие московского бюро никаких рисков для архитектурных памятников не несет. Просто сокращается количество рабочих мест и расходов. Хотя не исключено, что политический подтекст здесь тоже есть, ведь почему именно в России, а не другой стране? — считает Никифорова. — Для российских или украинских архитектурных памятников такое решение особо ситуацию не изменит. Как был контроль, так он и сохранится. В Украине вообще нет бюро ЮНЕСКО, но в главном офисе в Париже знают о состоянии наших памятников.
А вот с крымскими объектами определенные сложности есть. Официальная позиция международного сообщества — Крым и его исторические памятники, в частности объект всемирного наследия ЮНЕСКО «Херсонес Таврический», считают украинскими. Но из-за оккупации нет никакой возможности контролировать, что же там происходят на самом деле, нет ли никаких угроз для существования объекта. И это не могут сделать ни представители международного объединения, ни нашего Министерства культуры.
Заместитель министра культуры Олеся Островская-Лютая подтвердила «Дню», что связи с заповедником теперь нет. А вот Россия уже представила ЮНЕСКО свой отчет о состоянии крымских архитектурных памятников, которые международная институция признала нелегитимными. Кроме того, когда возникают подобные ситуации в других странах мира, то организация ни в коем случае не отказывается от своих объектов, а наоборот, — более скрупулезно и внимательно следит за их состоянием. Чтобы получить такой доступ в Крым, на октябрьской сессии ЮНЕСКО была принята резолюция относительно мониторинга ситуации на полуострове совместно с ООН и ОБСЕ. Теперь вопрос — пустит ли их туда российская сторона.