Образовательная система требует изменений. Это вещь известная, а теперь еще и подкрепленная социологическим срезом настроений населения относительно последних новаций. Около половины украинцев негативно относятся к внедрению дистанционного образования в связи с пандемией, поддержали этот шаг 32% граждан. Негативных оценок больше в Южном (29%) и Восточном (28%) регионах. Фактически украинцы говорят твердое «нет» дистанционному формату обучения, на который Украина вынужденно перешла с марта до завершения учебного года.
Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного социологической службой Центра Разумкова совместно с Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива» с 3 по 9 июля 2020 методом интервью «лицом к лицу» по месту жительства респондентов. Было опрошено 2022 респондента в возрасте от 18 лет во всех регионах Украины, за исключением Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, говорится релизе фонда.
Также граждан расспросили, с какими проблемами пришлось столкнуться при переходе на дистанционный формат обучения. Так, о снижении уровня успеваемости детей говорили 26% респондентов, о нехватке внимания учителей к потребностям детей во время обучения — 22%, на качество интернета жаловались 21% участников опроса, об отсутствии устройств для онлайн-обучения указало 19%. В общем о нехватке технических средств сказали около 20-30% граждан в небольших городах (до 100 тыс. жителей).
Следующий блок вопросов касался качества школьного образования в целом. Треть граждан считает его очень низким (11%) или скорее низким (22%). Лишь 10% украинцев оценивает его как положительное, а 44,5% считают, что качество обучения в школе — среднее.
Также социологи интересовались отношением населения к внешнему независимому оцениванию, которое в этом году вызвало немало дискуссий из-за заявлений о возможной отмене. По данным опроса, 67% украинцев поддерживают ВНО, выступают против только 14%. Что касается причин такой поддержки, то около 70% граждан согласны, что ВНО поставило всех абитуриентов в равные условия, а также около 60% говорят, что ВНО позволило уменьшить уровень коррупции при поступлении в заведения высшего образования. Такое мнение преобладает во всех регионах, хотя в Восточном и Южном регионах около 28% не считают, что ВНО позволило уменьшить уровень коррупции.
«Государство ни разу не выделяло средства, чтобы узнать о настроениях населения по наиболее успешной реформе образования. Если бы такие опросы начали проводить сразу с 2008 года, когда началось оценивание, то стартовая позиция доверия к ВНО была бы всего 25%, — комментирует экс-заместитель министра образования и науки Егор Стадный. — То есть сейчас уровень доверия вырос вдвое. Поэтому все дискуссии об отмене ВНО будут натыкаться на огромное сопротивление общества, ибо оно доверяет этой реформе».