Продемонстрировать обоснованность инициативы правительства попытались вице-премьер Роман Бессмертный и сопровождавшие его эксперты. В разговоре участвовали главы поселковых, районных и городских советов, администраций. Обсуждение напоминало тренинги сетевого маркетинга. Ведущий, блистая улыбкой, показывает указкой на разноцветные графики продажи товара, «очевидцы» рассказывают чудеса о его применении, а публика после обработки покидает зал заплатившая, но довольная. Правда, в данной ситуации выяснилось, что все эти театральные эффекты на одесскую публику не действуют. А вице-премьерский рефрен о том, что реформа задумана исключительно во благо простого человека, вызывала у сидящих в зале лишь скептические улыбки. «Реформа, конечно, нужна, давно назрела, — утверждал каждый взобравшийся на трибуну оратор. — Но…» После этого следовал целый перечень причин, по которым реформа категорически не может быть принята, по крайней мере, в предложенном виде.
Конечно, никто и не ждал от старого «хозяйственного актива» единодушной поддержки инициативы нового правительства. Тем более, что многим она может грозить потерей насиженных мест и статуса местных царьков. Но дело в том, что критиков реформы оказалось немало и в среде незаинтересованных специалистов, и чиновников новой формации. Основных негативных моментов, по общему мнению, три.
Первый. Административно-территориальная реформа, в варианте, предложенном Романом Бессмертным, предполагает значительное укрупнение административных районов. В Одесской области, к примеру, на месте 26 районов предлагается создать 14. При этом почти втрое сокращается число поселковых советов. То есть жителям для решения насущных вопросов придется ездить за тридевять земель и выстаивать огромные очереди. Нечто подобное пережила Одесса два с половиной года назад, когда число районов в ней сократилось с восьми до четырех. Кстати, число бюджетных организаций на местах, к примеру, отделов милиции или СБУ не сокращается, а наоборот, увеличивается минимум вдвое. Так что об экономии бюджетных средств говорить не приходится. Равно как и об усилении и самодостаточности новых громад. «Мы бедное европейское государство, — сказал в интервью корреспонденту «Дня» профессор Владимир Дергачев. — И в случае «укрупнения» простой гражданин неизбежно окажется еще дальше от власти. Если бы этот гражданин обладал экономическим достоинством, как его коллега в развитой европейской стране, то такая реформа могла бы принести пользу. Но в условиях нынешней Украины это может обернуться настоящей бедой».
Второй момент кратко озвучил в своем выступлении председатель одесского областного совета Сергей Гриневецкий. По его словам, при изменении территориального «кроя» Украины нужно учитывать не только численность того или иного политического пункта, а этнические и географические особенности местности, региона. Чтобы понять это, достаточно побывать хоть раз на юге многонациональной Одесской области, где компактно проживают болгары, русские, молдаване, гагаузы и даже албанцы. Бездумное объединение или, наоборот, раздел этих этносов может привести к большим социальным проблемам. В Европе, на которую непрестанно ссылаются разработчики концепции реформы, таких монокультурных общин существует в избытке. Там в последние годы как раз разворачивается процесс перехода от Европы государств к Европе регионов.
Проблема в том, что в условиях Украины такие европейские тенденции могут оказаться основой сепаратистских настроений. Особенно, если будут осуществлены декларации того же Романа Бессмертного об усилении системы местного самоуправления.
И наконец, третий момент, о котором говорили многие председатели поселковых советов. Административная реформа правительства предполагает создание городов-районов и городов-регионов, чья численность за счет прилегающих районов должна быть доведена до 70 тысяч и 750 тысяч соответственно. В Одесской области статус городов-регионов могут получить порты Измаил и Южный. Статус города-региона, самостоятельного административного субъекта — Одесса. С одной стороны, это кардинально изменит статус этих населенных пунктов, придаст им самостоятельность, повысит уровень инвестиционной привлекательности. С другой, в самый короткий срок произойдет неизбежный отток населения из районов области в города. Села опустеют, сельхозпредприятия, уже сегодня испытывающие дефицит рабочей силы, останутся вовсе ни с чем и ни с кем.
Возникает закономерный вопрос: за что создатели реформы готовы заплатить такую цену? Частично на этот вопрос ответил в своем интервью первый заместитель министра финансов Украины Анатолий Максюта. Он заявил, что административно-территориальная реформа повлечет за собой бюджетную и налоговую реформы. Что вполне логично. При этом количество местных бюджетов увеличится до четырех тысяч, то есть почти в шесть раз! По словам Максюты, бюджетная реформа должна решить проблему установления «правильных отношений» с местными бюджетами. Их формирование будет осуществляться по принципу соответствия полномочий и ресурсов. Но курировать процесс распределения по-прежнему намерен Киев. Многие правительства только мечтать могли о таком рычаге влияния на все уголки страны накануне выборов!
Во что же обойдется стране, в смысле финансов, административно территориальная, а за нею и бюджетная реформа, пока никто из специалистов сказать не может. Но все сходятся во мнении, что «стоимость весьма высока». Но до этого Роману Бессмертному с командой предстоит еще объехать со своей презентацией еще ряд городов Украины, утвердить реформу на Кабмине, а главное — в Верховной Раде. А успешность преодоления этого последнего редута вызывает серьезные сомнения.