Отравление продуктами разложения ракетного топлива является одной из версий причин массового заболевания токсикодермией жителей сел Болеславчик и Чаусово Первомайского района, — сообщил корреспонденту «Дня» главный государственный врач Николаевской области Владимир Клочко. Среди прочего, аргументами в поддержку этой версии служит обнаружение в пробах воды и почвы, взятых в Болеславчике, нитродемитиламина и ряда других веществ, которые могут возникать в результате распада гептила — компоненты жидкого ракетного топлива
Как уже сообщалось ранее, полторы сотни жителей Первомайского района, преимущественно женщины и дети, стали жертвами «токсидермии неизвестной этиологии» — болезни, поразившей организмы людей токсинами неустановленного происхождения. Различные медицинские комиссии, специалисты научных институтов рассматривают три версии возможных причин возникновения заболевания: засорения почв в результате сельскохозяйственной деятельности, последствия разложений в якобы расположенном возле Болиславчика скотомогильнике и последствия деятельности военных. Поскольку первые две версии не подтвердились (ни исследовательским, ни опытным путем), то большинство специалистов склоняются к третьей версии — впрочем, не утверждая, что она окончательная. В частности, Харьковский научный центр военной экологии, исследовав ситуацию в Болеславчике, сделал заключение: «Наиболее вероятной является версия техногенного загрязнения продуктами разложения компонентов ракетного топлива».
В километре на север от Болеславчика находится один из разбросанных по всему Первомайскому району БРК (боевой ракетный комплекс) ракетной дивизии стратегического назначения. В 1978 году вместо прежней ракеты СС-18 на боевое дежурство была поставлена более совершенная СС-24, а старое оборудование из шахты, коммуникации, кабели и пр. было захоронено в находящейся неподалеку от Болеславчика старой силосной яме — с соблюдением всех требований безопасности. Не исключено, что там же могло оказаться и старое ракетное топливо.
Захоронение просуществовало более двадцати лет, пока один из местных жителей, получив разрешение в местном сельсовете, не раскопал его с помощью техники для сдачи находившихся там нескольких десятков тонн металла на металлолом. Вскоре после этого появились первые заболевшие...
Жители села утверждают, что видели над раскопом какое-то красно-коричневое свечение, слышали аммиачный запах. Специалисты однозначно говорят лишь о том, что в результате работ, которые велись на глубине до 6 метров был нарушен подземный водоносный слой. Эксперты, не отрицая возможность одновременности раскопа и возникновения заболевания, все же не берутся однозначно утверждать о прямой связи между ними, не исключая вероятности совпадения. По словам В.Клочко, военные категорически отрицают свою причастность к массовым заболеваниям, ссылаясь на то, что на расположенном возле села БРК, которое продолжает нести боевое дежурство, заболевших нет, и никаких инцидентов с ракетным топливом в специальных актах не зафиксировано.