Надышавшись за год пылью и бензиновыми выхлопами, большинство городских жителей стремится провести свой отпуск подальше от шума и суматохи мегаполиса. Кто-то традиционно покупает путевку на морской курорт. Кто-то не против отдохнуть на лоне сельской природы. Однако реализовать эту идею можно, если в селе живут родственники, которые не против вас принять. А что делать тем, у кого таких родственников нет? Жить в палатке на берегу речки? Село сегодня еще совсем не готово к тому, чтобы удовлетворить потребности потенциальных сельских туристов. Однако в западных и приморских регионах подобный опыт уже есть: сельский туризм развивается не первый год, постепенно превращаясь из сезонного зарабатывания денег — через сдачу своего жилья отдыхающим — в цивилизованный частный бизнес. Скажем, на Ивано-Франковщине или в Закарпатье можно встретить немало сельских усадеб, хозяева которых за определенную плату предлагают желающим свое гостеприимство. То есть прежде всего ночлег и питание, потом культурная программа. Это обычно возможность отдохнуть на лоне природы, прогулки по экологическим и историческим маршрутам, участие в старинных обрядах, знакомство с народными ремеслами и т.п. Конечно, сейчас количество хозяйств, имеющих опыт приема туристов и удовлетворения их культурных потребностей, незначительно. Только недавно такая форма предоставления услуг обрела свой статус, выделившись в отдельный вид предпринимательской деятельности. Соответствующее законодательство еще только разрабатывается, и пока правовой механизм, который регулировал бы отношения в этой отрасли, фактически отсутствует. Это, в частности, подчеркивалось во время просветительского семинара «Предпринимательство в законодательном поле Украины на современном этапе», который состоялся в Харькове благодаря Украинской просветительской программе реформ.
Что значит для жителей провинции развитие сельского зеленого туризма? В первую очередь — решение проблемы занятости для тех, кто потерял работу, создание нового источника доходов, развитие социальной инфраструктуры — нормальных дорог, заведений для отдыха и т. д. Это возможность реализовать продукцию подсобных хозяйств, изготавливать сувениры...
Большой плюс в том, что на начальном этапе зеленый туризм не нуждается в особых финансовых затратах, серьезных профессиональных знаниях и навыках. Как показывает жизненная практика, главное — обеспечить минимальные стандарты сервиса, довести до надлежащего уровня сельское жилье — потому что городской житель, как известно, привык к тому, чтобы удобства все-таки были в доме... То же самое можно сказать и об иностранных туристах, которых привлекает «экзотика» украинского края. Они готовы платить за нее валюту, но претендуют на элементарную гигиену и комфорт.
Рассказывали такой случай: приехали как-то на Ивано-Франковщину французы. Увидели дядьку, который мирно косил себе сено. Невиданный инструмент привел туристов в восторг. Попросили попробовать. Потом заплатили ему пятьдесят американских долларов за испорченный участок сенокоса и вполне удовлетворенные отбыли из села. Их, говорят, провожала целая толпа шокированных местных жителей, которые лично убедились, что заработать можно, оказывается, и там, где даже не думал. Сказывается иной образ мышления. Разве можно представить наших соотечественников, которые бы платили деньги за разрешение пройтись по склонам Карпат и... очистить их от оставленного кем- то мусора? А таких энтузиастов-волонтеров за границей хватает.
Однако переведем свой взгляд с карпатских долин и стремительных потоков на Слобожанщину. Отсутствие горных курортов и моря вовсе не означает отсутствия перспектив для развития сельского туризма в этой местности. Сумские журналисты имели возможность в том убедиться, посетив вместе со своими черниговскими коллегами «Соколиный хутор», расположенный в селе Петрушивка Ичнянского района на Черниговщине. Владельцем пяти стилизованных в старинных украинских традициях усадеб является Николай Череп, «первый из могикан казацкого рода», как окрестил его некоторые представители СМИ. Николай Череп — председатель Петрушивского отделения Союза содействия развитию сельского зеленого туризма в Украине. Для него все началось со старинной усадьбы Василия Черепа — прадеда жены Николая, который на рубеже XIX и XX веков служил кучером в Качановском барском имении. Хата, которой 120 лет, досталась молодым супругам в наследство, позже к ней добавились еще четыре, каждая из которых сейчас оформлена в украинском стиле и имеет свой неповторимый колорит. В первый год велись восстановительные и отделочные работы. Николай и его жена собирали по окрестным селам старинную посуду, рушники. Сегодня здесь можно увидеть настоящие каменные жернова, традиционную колыбель, разнообразные предметы народного быта. Туристам предлагается погрузиться в атмосферу старины. Здесь и коллекция казацкого оружия, и в качестве развлечения возможность покататься на лошадях, посоревноваться в метании копий и ножей. И даже поучаствовать в настоящей соколиной охоте. Однако для хозяев это пока, скорее, любимое занятие, чем источник дохода: «Соколиный хутор» требует и капиталовложений, и много времени и труда. Однако, по мнению Николая Черепа, сельский туризм в Украине имеет неплохие перспективы. Николай планирует пригласить специалистов по менеджменту, дизайнеров — словом, поставить свой бизнес на серьезную основу.
Что же касается Сумщини, то она — один из немногих регионов, если не единственный, где примеров сельского зеленого туризма вообще нет. Причин такой ситуации несколько. И, возможно, на первый план следует поставить то, что до сих пор в области нет организации, которая взяла бы на себя координационную деятельность в этой отрасли. Здесь нет организации Союза содействия развитию зеленого туризма в Украине. И, согласно Программе развития сельского туризма в Украине, утвержденной в прошлом году Кабинетом Министров, Сумщина не упоминается в перечне приоритетных регионов. Однако опыт соседних областей — хотя бы той же Харьковской или Черниговской, которые также не вошли в упомянутый список, — показывает: перспективы для такой деятельности есть. Скажем, разве не интересно было бы потенциальным туристам увидеть единственный в Европе памятник мамонту, построенный еще в прошлом веке в селе Кулишивка Сумской области? Или невиданную яблоню-колонию, из одного ствола которой вырос целый сад? Пройтись по Михайловской целине — заповеднику, который оберегает степь, никогда не знавшую плуга: подобного ему также нет во всей Европе. Слобожанщина хранит немало тайн и загадок, во многом оставаясь, по сути, terra incognita для мира. Возможно, местным предпринимателям еще надлежит дойти до понимания того, что рядом с ними — золото, которое только ждет, чтобы его подняли с земли.