Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зримая музыка

8 ноября, 2008 - 00:00
БОЛЕЕ ТРЕХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ЭЛЕОНОРА СТЕБЛЯК БЫЛА МУЗОЙ, ЖЕНОЙ, ДРУГОМ И СПОДВИЖНИКОМ АНАТОЛИЯ ШЕКЕРЫ. В ТОМ, ЧТО БАЛЕТЫ ХОРЕОГРАФА НЕ ПРОСТО ЖИВУТ, А КАЖДЫЙ РАЗ ВОЛНУЮТ ЗРИТЕЛЕЙ, — ОГРОМНАЯ ЗАСЛУГА ЭТОЙ ТАЛАНТЛИВОЙ И ЭНЕРГИЧНОЙ ЖЕНЩИНЫ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

С 11 по 16 ноября в Киеве пройдет Фестиваль балета, посвященный памяти Анатолия Шекеры.

Этот легендарный украинский хореограф прожил яркую творческую жизнь. За 64 года, отмеренных ему судьбой, он успел поставить более 40 балетов! Критики называли Анатолия Федоровича «монументалистом», отмечая, что в своих балетах хореограф очень точно и образно раскрывал драматургию произведений, создавая спектакли в оригинальной танцевальной пластике. Шекеровские «Ромео и Джульетта» и «Спартак» многие годы являются спектаклями-визитками Национальной оперы Украины. На постановках мастера выросло несколько поколений танцовщиков, которые сегодня являются национальной гордостью нашей страны, а также и примами, и премьерами ведущих театров Европы и Америки.

— Это был великий хореограф, чье имя золотыми буквами вписано в мировую историю балета, — сказал «Дню» президент Украинской академии танца Юрий Станишевский. — В огромном наследии Анатолия Федоровича Шекеры балет «Ромео и Джульетта» является вершиной современной хореографии. К произведению Сергея Прокофьева обращались многие хореографы: Лавровский, Кранко, Нуриев, Григорович, но только балетмейстерская работа Шекеры названа лучшей в мире и награждена золотой медалью ЮНЕСКО.

Шекеровский фестиваль — большое событие для Киева и Украины. В балете, как нигде, традиции передаются из поколения в поколение, как эстафета. На нынешнем фестивале зрители увидят лучшие постановки Анатолия Федоровича. «Ромео и Джульетта» и «Спартак» — балетные шедевры, а «Лебединое озеро» и «Болеро» — великие постановки. Что интересно: идут годы, а эти спектакли не стареют, они все так же волнуют публику.

— Каждый раз у Анатолия Федоровича балеты рождались по-разному, — вспоминает вдова Шекеры, педагог-репетитор Национальной оперы Элеонора Михайловна Стебряк. — Готовясь к новой постановке, он читал массу литературы, о каждом произведении знал так много, что мог написать целую диссертацию. Для Анатолия Федоровича никогда не было проблемы сочинить танец. Прежде чем начинать работать, он задавал себе вопрос: зачем ставить это произведение именно сейчас? Он всегда работал с замечательной музыкой. Например, в балете «Ромео и Джульетта» использована авторская партитура Прокофьева, которую специально привез из-за границы Рождественский (даже в Большом театре оркестровка была сделана с купюрами). Может быть, поэтому в его спектаклях очень зримая музыка. У Шекеры не было любимых балетов. Как только он заканчивал работу — полностью терял к ней интерес. Старался даже не смотреть, чтобы прежняя лексика не сидела у него в голове. Он хотел сделать новые редакции «Раймонды», «Ольги» и «Распутина», а также поставить балет на библейский сюжет «Потерянный рай», о том, что когда человек теряет веру, то умирает, но не успел... Я мечтаю, чтобы в память об Анатолии Федоровиче в нашем театре восстановили его замечательную постановку «Легенда о любви», с которой он дебютировал как хореограф на киевской сцене и которая прославила балетмейстера не только в Украине, но и за рубежом.

Трудно поверить, что уже восемь лет нет с нами этого мастера хореографии, но об Анатолии Федоровиче помнят коллеги, ученики, балетоманы. Артисты обожают выступать в шекеровских постановках, забывая про свои недавние травмы и болезни, и если видят заявленные в афише «Лебединое озеро», «Спартак» или «Ромео и Джульеттту», то начинают осаждать дирекцию, чтобы именно их включили в состав участников. Танцовщики говорят, что так они быстрее выздоравливают, депрессии исчезают, появляется творческий кураж и ощущение того, что они получают мастер-класс от самого Анатолия Федоровича, словно дух балетмейстера прилетает на репетиции, а затем и в зал на спектакли.

На нынешнем фестивале выступит целое созвездие солистов: Елена Филипьева, Сергей Сидорский, Максим Чепик, Анна Дорош, Максим Мотков, Игорь Булычов, Ольга Голица, Наталья Моцак и др., из Донецка приедет Вадим Писарев и привезет свою молодую смену из Писаревской хореографической школы. За дирижерский пульт станет Аллин Власенко. На гала-концерте со своими новыми работами познакомят зрителей ведущие хореографы Украины: Алла Рубина, Виктор Яременко, Вадим Писарев, Дмитрий Клявин, Виктор Литвинов, Сергей Бондур и др.

Сегодня наследие Анатолия Шекеры бережет его вдова Элеонора Стебляк (в прошлом известная балерина, а ныне замечательный педагог, воспитавшая целое созвездие танцовщиков не только в нашей стране, но и за кордоном). Именно благодаря Элеоноре Михайловне, как говорится, «нога в ногу» передаются балетные уроки хореографа молодым артистам и проводится Шекеровский фестиваль, который всегда с большим нетерпением ждут все поклонники Терпсихоры.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ