Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Дмитрий Томашпольский: «Будущее украинского кино за дебютантами – яркими и дерзкими»

29 декабря, 2013 - 15:17
Дмитрий Томашпольский
Дмитрий Томашпольский. Фото Андрея Скакодуба (с сайта www.telekritika.ua)

Через пару дней Новый год, а это значит – время подводить итоги. В том числе, и в кинематографе. И самое парадоксальное, есть о чем говорить. Есть что критиковать, но, что более приятно, немало поводов и для гордости. Или, как минимум, для вдумчивого анализа. Только за последние несколько месяцев, к примеру (для современного национального кинепроцесса это беспрецедентный случай!),  состоялся ряд  громких премьер, разговоры в прессе о которых не затихают до сих пор. Очередной раз порадовала поклонников и удивила, не принимающих ее творчества, классик украинского кино Кира Муратова («Вечное возвращение»). Вызвали шквал критики и легко вошли в шорт-лист Академии киноискусства «Оскар» дебютанты в игровом полнометражном кино Елена Фетисова и Серж Аведикян («Параджанов»). С неожиданной стороны открылся актер Виктор Андриенко, также рискнувший попробовать силы в режиссуре (причем, сразу замахнувшийся на давно забытый и трудный киножанр, фильм для детей – «Иван Сила»). Его коллега актер Ахтем Сейтаблаев покорил зрителей и жюри Трускавецкого международного кинофестиваля, получив Гран-при на этом киносмотре («Хайтарма»). А режиссеры Дмитрий Томашпольский и Алена Демьяненко вообще стали рекордсменами уходящего года по количеству кинопрезентаций  («F 63.9 Болезнь любви», «Я – мобер», «Лариса Кадочникова. Автопортрет»).    

– Дмитрий, в то время, когда кинокритики теоретизируют об отсутствии качественного украинского кинематографа, практики сетуют на преграды, с которыми им приходится сталкиваться, приступая к работе над выстраданными сценариями, вы с Аленой Демьяненко легко и непринужденно проводите уже третью премьеру за минувшие три месяца…

– Четвертую (смеется), если быть точными, в этом году! Ты забыла о телесериале «Маяковский. Два дня», который, правда, был снят в России еще в начале 2012-го, но  задержался  с выходом в эфир из-за определенного неформата.

– Тем более. Четыре больших работы в абсолютно разных жанрах. Биографический телесериал, кинокомедия, документальная комедия и, наконец, документальный фильм «Лариса Кадочникова. Автопортрет». На нем хочется остановиться отдельно, поскольку премьера картины состоялась на днях и оставила удивительное послевкусие – легкости, нежности, гармонии…

– Это все благодаря Ларисе. Ведь фильм – достаточно экспериментальная работа. По-сути, Лариса Кадочникова – мой соавтор, сорежиссер. Она пишет свой автопортрет во время съемок и в буквальном смысле, и в переносном. Мы лишь помогаем ей технологически.

То, что картину так тепло приняли первые зрители, очень лестно, потому что Лариса Кадочникова – уникальный человек, в которого невозможно не влюбиться! Особенно, когда узнаешь ее жизнь. Тонкая актриса, небесной красоты женщина – подобных ей  просто не видел!.. В Ларисе присутствует некая особая магия, я бы сказал, инопланетная… Приятно, если мы смогли хотя бы частично сохранить ее  неповторимость на экране.

– Эксперимент удался. Более того, у вас получилось  удивить многих, даже хорошо знающих жизнь и творчество Ларисы Кадочниковой. Чего стоит лишь фрагмент  фильма, где она впервые появляется на экране!..

– Да, это наша гордость! Мы нашли в архиве ВГИКа учебную работу Джеммы Фирсовой «Последний лист» по О. Генри. Когда  увидели, что художника играет совсем молодой, худой Отар Иоселиани, сегодня всемирно известный кинорежиссер, у нас челюсти отвисли! (Смеется). Кстати, эти кадры  оказались сюрпризом и для самой Ларисы – она забыла, кто тогда был ее партнером!.. Это ведь самая обычная студенческая картина, никто и не предполагал, что через много лет она станет поистине золотым фондом кинематографа.

– Лариса Кадочникова снялась и в небольшой, но очень симпатичной характерной роли в вашем  с Аленой Демьяненко фильме «F 63.9 Болезнь любви», премьера которого состоялась в рамках кинофестиваля «Молодость». Это комедия. Жанр непростой сам по себе, а в данном случае, еще и тема опасная – анализ такого загадочного чувства как любовь, когда есть реальная возможность смешное превратить в пошлое…

– И мы чрезвычайно благодарны Ларисе за ее участие в картине! Как и многим другим нашим друзьям – замечательной актрисе Светлане Крючковой, актеру и режиссеру Толе Матешко, дебютанту в кино, арт-директору Одесского кинофестиваля Алику Шпилюку – за их согласие работать в этом проекте. Ведь они прекрасно понимали, на какой риск идут! Поначалу, на уровне сценария, было совершенно непонятно, чем закончится данная  авантюра. На Западе (во Франции, Бельгии, Дании, других странах)  выносить подобные интимные темы на экран – норма. У нас же еще лет 30, а то и больше,  за них будут браться с опаской.

– Кстати, код F 63.9, который, как вы утверждаете, ученые присвоили болезни под названием «любовь», это достоверная информация или вымысел авторов?

– Абсолютно достоверная.  О том, что Всемирная ассоциация  здравоохранения присвоила любви код болезни F 63.9, мы узнали совершенно случайно, уже в процессе работы над фильмом. Поначалу картина называлась просто «Болезнь любви».  Мы придумали эту историю  достаточно давно. Там существовала  ключевая фраза, которую сейчас произносит наша героиня Александра (ее играет французская актриса Нина Сол): «Самая счастливая пара, которую я встретила в жизни, познакомилась у меня под кабинетом», а она – венеролог.  «Она болела сифилисом, их прозвали Ромео и Джульеттой, сейчас у них дети»…  Да, признание любви болезнью – реальный факт. Нам эта информация показалась  интересной,  и мы решили, что она может стать  поводом для комедии.

– Все возвращается на круги своя. После вынужденной «эмиграции» в Россию, где вы с Аленой Демьяненко  работали  долгих 12 лет, в Украине  вновь снимаете кино в жанре комедии, с которого, собственно, начиналась творческая биография обоих…

– Истинная правда. Фильм «F 63.9 Болезнь любви» сделан в той же стилистической манере, в которой мы уже работали. Мы с Аленой называем его  шуто-трагедией. Этот жанр придумал  Иван Андреевич Крылов, а французы подобное  действо еще  в XV веке называли  «соти»  – шутовство,  валяние дурака, за которыми скрывается  что-то сокровенное или  мудрое.  И нам кажется, что прямолинейно о таких серьезных вещах, как любовь, к примеру,  говорить нельзя, нашей задачей было  сделать это легко, весело,  и, по возможности, смешно. Конечно, мы рисковали. Нет сомнения,  еще услышим не только комплименты, но и возмущенную критику (смеется)…

– Насколько я знаю, картина  скоро появится в кинотеатрах, будет повод подискутировать…

– Мы уже знаем точную дату – 14 февраля, День святого Валентина. Конечно, для нас с Аленой это огромное событие. Ведь почти за 20 лет работы в профессии  мы были лишены такой возможности. Даже представить себе не могли, что в кинотеатрах, на большом экране, будут демонстрироваться украинские фильмы! А перед отъездом в Россию, когда национальное кинопроизводство, кинопрокат сошли на нет, самостоятельно ездили по стране, показывая свои картины, проводили творческие встречи. Афиши (сохранились фотографии) рисовали тоже сами. Краской, цветными карандашами…

Сегодня ситуация в украинском кино в корне переломлена. Мы  почти каждую неделю ходим на премьеры фильмов  коллег, регулярно проводим питчинги – планируем будущее национального кинематографа, и это так здорово!  Сегодня уже готовы 20 лент (я владею информацией), которые скоро появятся в кинотеатрах! 20!..  Их будут хвалить или ругать, но это, по гамбургскому счету, не так важно. Самое главное, что фильмы украинских режиссеров увидят  сотни, тысячи зрителей!

Более того, я  неоднократно говорил об этом, в том числе и на недавней премьере в Доме кинематографистов, но повторюсь: в процессах,  происходящих  за последние годы  в кинематографе страны, еще не до конца оцененную роль играет один конкретный человек  – глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Екатерина Копылова. Поверьте, пройдет совсем немного времени, и даже ее оппоненты поймут, что благодаря действиям Екатерины Александровны медленно, но верно восстанавливается связь между былой славой украинского кинематографа и, по сути, только что рожденным новым кино XXI века. Уже и сегодня многие мои коллеги успешно представляют свои проекты на международных кинофестивалях, а через некоторое время, уверен, мы будем на равных конкурировать  с мэтрами мирового кинематографа.  И свое весомое слово, без сомнения, скажут дебютанты – молодые, яркие и дерзкие.  

Ирина Гордейчук для «Дня»




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ