Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как отдыхают украинцы, или Четыре особенности нынешнего сезона

Ассоциация лидеров турбизнеса: до конца года прирост рынка будет составлять около 10%
1 августа, 2013 - 12:11
ПО СЛОВАМ ТУРОПЕРАТОРОВ, ЕЩЕ С ЗИМЫ ЭТОГО ГОДА УВЕЛИЧИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО РАННЕГО БРОНИРОВАНИЯ ПОЕЗДОК — ВЕДЬ ЭТА УСЛУГА ПОЗВОЛЯЛА СЭКОНОМИТЬ ДО 40% СРЕДСТВ / ФОТО РЕЙТЕР
АЛЕКСАНДР НОВИКОВСКИЙ

Нынешние туристические вкусы украинцев распределились поровну. «Половина респондентов поедет на отечественные курорты, в то время как вторая — выбирает Болгарию(17%), Грецию (11%), Испанию (10%), Турцию (11%), Черногорию (8%) и Хорватию (5%)», — говорится в представленном Международным кадровым порталом hh.ua исследовании «Идеальный отпуск-2013».

Средняя продолжительность отдыха рядового украинца — две недели, говорит руководитель исследования Ульяна Ходоровская. По ее словам, это в первую очередь связано с тем, что большинство людей просто не могут позволить себе потратить на отдых больше ни средств, ни времени. Только каждый десятый может пойти в гарантированный законом отпуск на три недели, а то и на месяц, говорит она. Более трети опрошенных отдыхает от трех до семи дней! «При этом 68% туристов тратят на отдых до 5 тысяч гривен, еще 32% — до 3 тысяч (более детально смотри графику). Люди ограничивают отпускной бюджет, объясняет эксперт, как только могут. Почему? Потому что не ожидают повышения зарплаты во второй половине года, а в начале года вообще ожидали увольнения. Поэтому не предпочитают тратить деньги неизвестно на что, на отдых, например, а предпочитают отложить на худшие времена», — добавляет Ходоровская.

Подтверждает сказанное и председатель «Всеукраинской ассоциации туристических операторов» Игорь Голубаха. Сезон проходит под знаком «сбережения туристов своих средств на отдыхе», — говорит он. Об этом свидетельствует, отмечает он, и первый вопрос со стороны туристов ко всем туристическим агентствам: «Сколько это стоит и как можно дешевле поехать?».

Те, кто не поехал за границу, обращаются к внутреннему туризму. Самый популярный способ отдыха в Украине, как показало исследование, — снять жилье у местных жителей (55% опрошенных). Что касается «зеленого» туризма, руководитель исследования Ульяна Ходоровская говорит, что такой вид отдыха пока не является популярным только среди офисных работников. Еще одну интересную деталь туристических вкусов обнаружили эксперты портала: мужчины и женщины по-разному видят идеальный отдых. «Мужчина выбирает во время отдыха — полежать на диване или на пляже, в семейном кругу. А женщины чаще выбирают новые впечатления подальше от семьи. Эта ситуация объясняется тем, что женщины и так имеют обязанности, связанные с семьей в ежедневном списке, и во время отпуска ей хочется из этого круга вырваться», — подытожила Ходоровская.

Детальнее об основных тенденциях туристического сезона-2013 «День» говорил с президентом Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Александром НОВИКОВСКИМ:

— Какие особенности нынешнего туристического сезона?

— Самая первая особенность была заметна еще зимой, когда украинцы очень активно начали пользоваться услугами раннего бронирования. Уже в январе-апреле 2013 года они покупали туры на июнь-июль-август. То есть впервые начали массово покупать туры за несколько месяцев. Эта услуга стала популярной, так как позволяла сэкономить до 40% средств. Таким образом, по оценкам отдельных туроператоров, была продана почти треть туров.

Вторая особенность этого сезона — существенно вырос спрос на отдых в Греции, Испании, что обусловлено лояльной визовой политикой консульств этих стран по отношению к украинцам.

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ УКРАИНЕЦ ВЫБИРАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Третья особенность — растет количество индивидуальных путешественников. По данным Всемирной туристической организации, каждый третий турист в мире путешествует за границу самостоятельно. В Украине же, по нашим оценкам, — приблизительно каждый десятый. Особенно этот тренд заметен среди молодежи, которая свободно чувствует себя в мире благодаря знанию иностранных языков и стремительному развитию интернет-технологий, помогающих самостоятельно находить жилье, транспорт, а также организовывать досуг. В то же время это не значит, что услугами туристических операторов стали меньше пользоваться — многие туристы предпочитают пользоваться услугами профессионалов, которые снимут с них груз ответственности и организационных нюансов во время путешествия.

Четвертая тенденция — рост популярности событийного туризма, в частности, внутреннего. Речь идет о коротком несколькодневном отдыхе с целью посещения фестивалей, концертов, соревнований и тому подобное. Таким образом, количество путешествий среди наших соотечественников растет, но их продолжительность сокращается.

Расскажите о динамике нынешнего отдыха? Больше или меньше украинцы стали отдыхать?

— По оценкам туроператоров, количество отдыхающих осталось приблизительно на уровне прошлого года. Некоторые направления теряют популярность, а другие — набирают. На Турцию спрос несколько снижается, но все равно это страна №1 выездного туризма украинцев (так, по данным Государственной пограничной службы, в 2012 году Турцию посетило около 600 тысяч украинцев).

Сколько, по вашим оценкам, в этом году украинцев поедет отдыхать?

— Сложно сказать — высокий сезон в разгаре. Впрочем, по оценкам туроператоров, сейчас — приблизительно наравне с прошлым годом, а в прошлом году, по нашим оценкам, за рубежом отдохнуло около 1,5 миллиона украинцев. Ожидаем, что до конца года прирост рынка будет составлять около 10%. Однако неорганизованных туристов посчитать очень трудно. Например, в 2012 году, по данным пограничников, за границу выехало около 25 миллионов украинцев, но назвать их туристами — невозможно.

Куда больше ездят: за границу или дома путешествуют?

— За границу выезжает приблизительно 1,5 миллиона туристов. Посчитать же туристов, путешествующих по Украине, возможно, сложно, а с нынешней украинской системой статистического учета в туризме — невозможно в принципе. Большинство этих туристов не пользуются услугами туроператоров и сертифицированных средств размещения. Но очевидно, что их в разы больше, чем тех, которые путешествуют за границей.

Тенденция последнего времени показывает, что увеличивается интерес к внутреннему рынку или к внешнему?

— Интерес украинцев к путешествиям растет в целом. В том числе и к внутреннему туризму, особенно на событийные туры и сити-туры — отдых в городах.

Произошла ли переориентация украинских туристов на другие курорты в связи с военными действиями в популярных до сих пор Египте, Турции?

— Это две совершенно разные ситуации. Что касается Турции, то ситуация стабилизировалась за неделю, и существенного снижения спроса не произошло. Сейчас сезон продолжается и спрос стабильно высокий. Что касается Египта, то к показателям 2010 года, когда революция только началась, турпоток из Украины не вернулся до сих пор. В то же время Египет был и остается вторым по популярности после Турции направлением отдыха украинских туристов (по данным Государственной пограничной службы, в 2012 году Египет посетило около 300 тысяч украинцев). В частности, это связано с тем, что предложения, аналогичного египетскому по цене и качеству, на рынке просто нет.

Что касается «переориентации», то крайне трудно точно сказать, что такое-то количество туристов именно переориентировалось на другое направление в связи с определенными событиями. Зато явное увеличение интереса украинцев к другим странам — вполне очевидно и закономерно. Естественно, что люди хотят посещать новые места, чувствовать новые эмоции, знакомиться с новыми культурами и тому подобное. Тем более, когда из года в год появляется все больше предложений.

ПОСЛЕ ЕВРО-2012 УКРАИНА ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ БЕЛЫМ ПЯТНОМ НА ТУРИСТИЧЕСКОЙ КАРТЕ ЕВРОПЫ

— Увеличился ли спрос иностранного туриста на путешествия в Украину?

— После Евро-2012 Украина перестала быть белым пятном на туристической карте Европы. Европейцы открыли у себя под боком интересную неизведанную страну — безопасную, разнообразную, с гостеприимным народом, богатой культурой и вкусной кухней. Соответственно интерес к Украине вырос и продолжает расти. Самой большой популярностью теперь пользуются города — Киев, Одесса, Львов, Днепропетровск, а также Крымский полуостров и здравницы Западной Украины.

В то же время, чтобы стимулировать рост туристического потока в Украину, необходимо проводить соответствующую государственную политику. В первую очередь — разработать Государственную целевую программу развития туризма. Далее — создать национальный туристический продукт и продвигать его как на внутреннем, так и на международном туристическом рынке.

Актуален еще один важный вопрос — повышение уровня защиты прав потребителей туристических услуг. Например, в странах Западной Европы на страже защиты прав потребителей стоят законодательно закрепленные страховые и гарантийные механизмы — такие как гарантийные фонды и обязательное страхование ответственности туроператоров. То есть турист знает: что бы ни случилось с туроператором, он получит компенсацию за неудачный отдых.

В Украине же сегодня остро стоит проблема отсутствия компенсационных механизмов как для туристов, так и для субъектов туристической деятельности. У наших туроператоров есть только обязательная банковская гарантия в размере 20 тысяч евро. И сумма скромная, и механизма ее взыскания нет — ни один турист еще не получил компенсацию за счет этих средств.

Пока указанные вопросы не урегулированы на законодательном уровне, АЛТУ рекомендует туроператорам самостоятельно страховать свою ответственность, в частности, перед туристами и партнерами. Реестр социально ответственных ТО есть на сайте ассоциации — туроператоры добровольно застраховали свою ответственность на 100 тыс. евро и выше.

Стали ли украинцы больше тратить на отдых?

— По оценкам туристических операторов, в среднем украинский турист тратит на покупку тура приблизительно 7,5-8 тысяч гривен. Конечно, тур можно приобрести и намного дешевле. Однако в целом эта сумма находится на уровне прошлого года. Другое дело, что среднестатистический европейский турист тратит на покупку тура около 2,5 тысяч евро...

Мария ЮЗИЧ, Дмитрий ПАЛЬЧИКОВ, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ