Нынешние туристические вкусы украинцев распределились поровну. «Половина респондентов поедет на отечественные курорты, в то время как вторая — выбирает Болгарию(17%), Грецию (11%), Испанию (10%), Турцию (11%), Черногорию (8%) и Хорватию (5%)», — говорится в представленном Международным кадровым порталом hh.ua исследовании «Идеальный отпуск-2013».
Средняя продолжительность отдыха рядового украинца — две недели, говорит руководитель исследования Ульяна Ходоровская. По ее словам, это в первую очередь связано с тем, что большинство людей просто не могут позволить себе потратить на отдых больше ни средств, ни времени. Только каждый десятый может пойти в гарантированный законом отпуск на три недели, а то и на месяц, говорит она. Более трети опрошенных отдыхает от трех до семи дней! «При этом 68% туристов тратят на отдых до 5 тысяч гривен, еще 32% — до 3 тысяч (более детально смотри графику). Люди ограничивают отпускной бюджет, объясняет эксперт, как только могут. Почему? Потому что не ожидают повышения зарплаты во второй половине года, а в начале года вообще ожидали увольнения. Поэтому не предпочитают тратить деньги неизвестно на что, на отдых, например, а предпочитают отложить на худшие времена», — добавляет Ходоровская.
Подтверждает сказанное и председатель «Всеукраинской ассоциации туристических операторов» Игорь Голубаха. Сезон проходит под знаком «сбережения туристов своих средств на отдыхе», — говорит он. Об этом свидетельствует, отмечает он, и первый вопрос со стороны туристов ко всем туристическим агентствам: «Сколько это стоит и как можно дешевле поехать?».
Те, кто не поехал за границу, обращаются к внутреннему туризму. Самый популярный способ отдыха в Украине, как показало исследование, — снять жилье у местных жителей (55% опрошенных). Что касается «зеленого» туризма, руководитель исследования Ульяна Ходоровская говорит, что такой вид отдыха пока не является популярным только среди офисных работников. Еще одну интересную деталь туристических вкусов обнаружили эксперты портала: мужчины и женщины по-разному видят идеальный отдых. «Мужчина выбирает во время отдыха — полежать на диване или на пляже, в семейном кругу. А женщины чаще выбирают новые впечатления подальше от семьи. Эта ситуация объясняется тем, что женщины и так имеют обязанности, связанные с семьей в ежедневном списке, и во время отпуска ей хочется из этого круга вырваться», — подытожила Ходоровская.
Детальнее об основных тенденциях туристического сезона-2013 «День» говорил с президентом Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Александром НОВИКОВСКИМ:
— Какие особенности нынешнего туристического сезона?
— Самая первая особенность была заметна еще зимой, когда украинцы очень активно начали пользоваться услугами раннего бронирования. Уже в январе-апреле 2013 года они покупали туры на июнь-июль-август. То есть впервые начали массово покупать туры за несколько месяцев. Эта услуга стала популярной, так как позволяла сэкономить до 40% средств. Таким образом, по оценкам отдельных туроператоров, была продана почти треть туров.
Вторая особенность этого сезона — существенно вырос спрос на отдых в Греции, Испании, что обусловлено лояльной визовой политикой консульств этих стран по отношению к украинцам.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ УКРАИНЕЦ ВЫБИРАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Третья особенность — растет количество индивидуальных путешественников. По данным Всемирной туристической организации, каждый третий турист в мире путешествует за границу самостоятельно. В Украине же, по нашим оценкам, — приблизительно каждый десятый. Особенно этот тренд заметен среди молодежи, которая свободно чувствует себя в мире благодаря знанию иностранных языков и стремительному развитию интернет-технологий, помогающих самостоятельно находить жилье, транспорт, а также организовывать досуг. В то же время это не значит, что услугами туристических операторов стали меньше пользоваться — многие туристы предпочитают пользоваться услугами профессионалов, которые снимут с них груз ответственности и организационных нюансов во время путешествия.
Четвертая тенденция — рост популярности событийного туризма, в частности, внутреннего. Речь идет о коротком несколькодневном отдыхе с целью посещения фестивалей, концертов, соревнований и тому подобное. Таким образом, количество путешествий среди наших соотечественников растет, но их продолжительность сокращается.
— Расскажите о динамике нынешнего отдыха? Больше или меньше украинцы стали отдыхать?
— По оценкам туроператоров, количество отдыхающих осталось приблизительно на уровне прошлого года. Некоторые направления теряют популярность, а другие — набирают. На Турцию спрос несколько снижается, но все равно это страна №1 выездного туризма украинцев (так, по данным Государственной пограничной службы, в 2012 году Турцию посетило около 600 тысяч украинцев).
— Сколько, по вашим оценкам, в этом году украинцев поедет отдыхать?
— Сложно сказать — высокий сезон в разгаре. Впрочем, по оценкам туроператоров, сейчас — приблизительно наравне с прошлым годом, а в прошлом году, по нашим оценкам, за рубежом отдохнуло около 1,5 миллиона украинцев. Ожидаем, что до конца года прирост рынка будет составлять около 10%. Однако неорганизованных туристов посчитать очень трудно. Например, в 2012 году, по данным пограничников, за границу выехало около 25 миллионов украинцев, но назвать их туристами — невозможно.
— Куда больше ездят: за границу или дома путешествуют?
— За границу выезжает приблизительно 1,5 миллиона туристов. Посчитать же туристов, путешествующих по Украине, возможно, сложно, а с нынешней украинской системой статистического учета в туризме — невозможно в принципе. Большинство этих туристов не пользуются услугами туроператоров и сертифицированных средств размещения. Но очевидно, что их в разы больше, чем тех, которые путешествуют за границей.
— Тенденция последнего времени показывает, что увеличивается интерес к внутреннему рынку или к внешнему?
— Интерес украинцев к путешествиям растет в целом. В том числе и к внутреннему туризму, особенно на событийные туры и сити-туры — отдых в городах.
— Произошла ли переориентация украинских туристов на другие курорты в связи с военными действиями в популярных до сих пор Египте, Турции?
— Это две совершенно разные ситуации. Что касается Турции, то ситуация стабилизировалась за неделю, и существенного снижения спроса не произошло. Сейчас сезон продолжается и спрос стабильно высокий. Что касается Египта, то к показателям 2010 года, когда революция только началась, турпоток из Украины не вернулся до сих пор. В то же время Египет был и остается вторым по популярности после Турции направлением отдыха украинских туристов (по данным Государственной пограничной службы, в 2012 году Египет посетило около 300 тысяч украинцев). В частности, это связано с тем, что предложения, аналогичного египетскому по цене и качеству, на рынке просто нет.
Что касается «переориентации», то крайне трудно точно сказать, что такое-то количество туристов именно переориентировалось на другое направление в связи с определенными событиями. Зато явное увеличение интереса украинцев к другим странам — вполне очевидно и закономерно. Естественно, что люди хотят посещать новые места, чувствовать новые эмоции, знакомиться с новыми культурами и тому подобное. Тем более, когда из года в год появляется все больше предложений.
ПОСЛЕ ЕВРО-2012 УКРАИНА ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ БЕЛЫМ ПЯТНОМ НА ТУРИСТИЧЕСКОЙ КАРТЕ ЕВРОПЫ
— Увеличился ли спрос иностранного туриста на путешествия в Украину?
— После Евро-2012 Украина перестала быть белым пятном на туристической карте Европы. Европейцы открыли у себя под боком интересную неизведанную страну — безопасную, разнообразную, с гостеприимным народом, богатой культурой и вкусной кухней. Соответственно интерес к Украине вырос и продолжает расти. Самой большой популярностью теперь пользуются города — Киев, Одесса, Львов, Днепропетровск, а также Крымский полуостров и здравницы Западной Украины.
В то же время, чтобы стимулировать рост туристического потока в Украину, необходимо проводить соответствующую государственную политику. В первую очередь — разработать Государственную целевую программу развития туризма. Далее — создать национальный туристический продукт и продвигать его как на внутреннем, так и на международном туристическом рынке.
Актуален еще один важный вопрос — повышение уровня защиты прав потребителей туристических услуг. Например, в странах Западной Европы на страже защиты прав потребителей стоят законодательно закрепленные страховые и гарантийные механизмы — такие как гарантийные фонды и обязательное страхование ответственности туроператоров. То есть турист знает: что бы ни случилось с туроператором, он получит компенсацию за неудачный отдых.
В Украине же сегодня остро стоит проблема отсутствия компенсационных механизмов как для туристов, так и для субъектов туристической деятельности. У наших туроператоров есть только обязательная банковская гарантия в размере 20 тысяч евро. И сумма скромная, и механизма ее взыскания нет — ни один турист еще не получил компенсацию за счет этих средств.
Пока указанные вопросы не урегулированы на законодательном уровне, АЛТУ рекомендует туроператорам самостоятельно страховать свою ответственность, в частности, перед туристами и партнерами. Реестр социально ответственных ТО есть на сайте ассоциации — туроператоры добровольно застраховали свою ответственность на 100 тыс. евро и выше.
— Стали ли украинцы больше тратить на отдых?
— По оценкам туристических операторов, в среднем украинский турист тратит на покупку тура приблизительно 7,5-8 тысяч гривен. Конечно, тур можно приобрести и намного дешевле. Однако в целом эта сумма находится на уровне прошлого года. Другое дело, что среднестатистический европейский турист тратит на покупку тура около 2,5 тысяч евро...