Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Российские плавучие АЭС пришвартовались в Пекине

Эксперт: 29 июля, подписав меморандум с китайской национальной корпорацией по атомной энергии, РФ практически «подарила» уникальную технологию
31 июля, 2014 - 12:28

Как бы Кремль ни пытался делать вид, что «санкции» для РФ как «мертвому припарки», скрыть, что мировое сообщество таки загнало официальную Москву в угол, не удается.

Этим углом для РФ стал... Китай. «День» уже писал о визите Владимира Путина в Пекин, который проходил на фоне экономической блокады РФ со стороны западного мира.  А на днях мы заметили еще один момент, на который стоит обратить внимание в контексте «действенности» на РФ европейских санкций. 29 июля ЗАО «Росатом Оверсиз» (дочерняя компания «Росатом») и китайская национальная корпорация по атомной энергии CNNC New Energy подписали меморандум о сотрудничестве в деле создания плавучих АЭС. На первый взгляд, такое развитие событий не должно ни у кого вызывать удивления: в этом году Владимир Путин неоднократно встречался с представителями Поднебесной именно для решения вопросов сотрудничества в энергетической сфере. Но собственно проект построения плавучих АЭС имеет интересную коннотацию в контексте российской экономики.

Сами плавучие атомные электростанции (ПАТЭС) являются проектом Федерального агентства атомной энергетики России, предприятий ОАО «Балтийский завод», ОАО «Малая энергетика», ОАО ПО «Севмаш». Мощность одной такой установки должна была бы быть 70 мегаватт. Она может работать 36 лет с перезагрузкой реактора каждые 12 лет. Отмечалось, что стоимость этого проекта составляет 200 млн долларов, плановый срок самоокупаемости — не больше семи лет. После введения в эксплуатацию первой ПАТЭС планировалось построить еще шесть объектов, но уже мощностью 300-400 мегаватт каждый.

Теперь развитие этого проекта вышло на новый виток.

Дело в том, что  намерение создать плавучие АЭС у российских должностных лиц появилось еще в 2002 году. Именно тогда было публично объявлено об инициативе создания таких станций. В 2006 г. на заводе «Севмаш» началось строительство первого объекта. Первую такую АЭС должны были бы сдать в эксплуатацию в 2010 году. Когда прошел этот срок, зампредседателя концерна «Росэнергоатом» Сергей Завьялов сообщил, что «сооружение объекта идет по графику; готовность станции — 2012 год, выход в эксплуатацию — 2013-й».

Во время подписания меморандума между «Росатом Оверсиз» и «CNNC New Energy» было заявлено о новом сроке: первую ПАТЭС «Росэнергоатом» должен запустить в 2018 году. Очевидно, Российская Федерация, будучи монополистом на рынке энергетики, имеет серьезные проблемы с модернизацией существующих мощностей.

Возникает вопрос о том, какую перспективу видят московские должностные лица в таком проекте. В официальном пресс-релизе до подписания упомянутого меморандума приведены слова гендиректора «Росатом Оверсиз» Джомарта Алиева: «ПАТЭС имеют большой прикладной потенциал. Такую станцию можно подключить к береговой инфраструктуре или пришвартовать к центру потребления электроэнергии. ПАТЭС способны обеспечить надежное электроснабжение не только труднодоступных населенных пунктов, например, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, но и больших промышленных объектов практически в любой акватории, таких как нефтяные платформы». Первым городом, который получит такое «энергетическое чудо», должен стать Певек на Чукотке, где оно заменит здешнюю АЭС, которая выбывает из эксплуатацию.

Впрочем, сотрудник отдела энергетической и ядерной безопасности Национального института стратегических исследований Ольга Кошара считает, что в строительстве этих объектов присутствуют другие мотивы: «Россия, по-моему, исходила из таких соображений. Во-первых, использовать внутри страны и продавать на мировом рынке технологии, которые разрабатывались еще в СССР для реакторов атомных подводных лодок и атомных ледоколов, и которые хорошо отработаны. Во-вторых, у РФ есть планы по освоению шельфов в районе Северного морского пути и других морей, а для снабжения электричеством и теплом платформ на шельфе для добычи газа и нефти можно использовать ПАТЭС. Для слабозаселенных территорий также, я считаю, РФ планирует их использовать. Но пока еще Россия сама ничего не сделала в этом направлении, то есть первая ПАТЭС еще не введена в эксплуатацию. Срок — 2016 год  (выпуск первого реактора. — Авт.), хотя в 2010 году шла речь о 2013-м».

Китайскую же сторону россияне привлекли к развитию этого проекта, наверное, по меркантильным политическим мотивам. Во-первых, это вливание нового капитала в проект, который почти полдесятилетия простаивал. Во-вторых, таким образом РФ может пытаться изменить вектор своего международного сотрудничества, ведь недавние санкции могут привести к частичной изоляции Москвы на мировой арене. А Китай до сих пор сдержанно реагирует на все сегодняшние острые заявления относительно России.

Пекин же, сотрудничая с Москвой в этом вопросе, исходил из несколько иных интересов. Ольга Кошара отмечает: «Эта страна, как правило, подписывая соглашения, обязательно предусматривает покупку технологий. И это такая китайская хитрость. Например, в контракте, который касается нашего завода по производству ядерного топлива, не предусмотрена покупка технологии, а лишь право пользования. А Китай только покупает технологии. Там строят ядерные энергоблоки французская Areva, американская Westinghouse, эксплуатируются канадские CANDU на тяжелой воде. Потом они у себя ее совершенствуют — и это уже их технология. Даже реакторы они ныне сами делают, хотя, в сущности, это воспроизведение российского проекта. Поэтому, я думаю, это сделано не для того, чтобы это была реальная плавучая атомная электростанция, которой до сих пор нет еще в России, а для того, чтобы завладеть этими технологиями».

Михаил ДРАПАК, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ