Это третий глава НБУ, с которым пришлось работать после назначения в Совет НБУ в октябре 2016 года. Это были разные люди с разным уровнем управленческой культуры и средствами организации управления в НБУ. Команда Гонтаревой — Смолия — люди с низкой культурой корпоративного управления, большинство из которых не имели опыта работы на уровне НБУ (некоторые вообще зав. отделом работали), вульгарные, которые слушали только себя и любовались своей «мудростью». Некоторые члены правления вообще могли на конференции с участием членов Совета НБУ и международных экспертов прийти в шортах. После смены руководства НБУ в 2014 году: члены Совета и секретариата НБУ были уволены, Совет НБУ не работала почти 2 года до 25 октября 2016 года! И это КОНСТИТУЦИОННЫЙ орган! Я что-то не видел тогда реакции определенных структур и наших международных «наблюдателей» фактически на сознательное блокирование деятельности Конституционного органа, аналогично теперешней на выговор чиновникам, которых сам Совет НБУ и назначил! Я не вижу, что кто-то из нынешних страстных защитников отдельных горе-«реформаторов» задавался вопросом — почему «банкопад», так называемое «очищение банковской системы», осуществлялся при отсутствии Совета НБУ? И кто должен нести политическую ответственность за препятствование работе Конституционного органа? В 2014 году заместители председателя были уволены все; из 26 директоров департаментов сегодня «старых» остались только 4. И вообще — кто должен нести ответственность за развал государственной управленческой системы, ликвидацию кадрового резерва и т.д. в этот период? Численность сотрудников НБУ уменьшилась с 12 тыс. до 5.5 тыс. человек. Количество территориальных управлений сокращено с 22 до 6 отделений. Никто ни в МФО, ни в Европейский суд не обращался и трагедии не делал. Просто честно выполнял свою работу и тихо мирно ушел. Кто хотел восстановиться по решению суда — восстановился (Борис Приходько). Иногда создавалось впечатление, что за период 2014—2019 годов по системе НБУ прошлась орда, которая нанесла непоправимый ущерб как экономике, так и стране в целом. Хотя за авантюрные решения по выведению банков с рынка и увольнения, многочисленные суды, в которые втянули НБУ бывшие руководители, — приходится платить средствами, которые могли бы быть перечислены в Государственный бюджет.
В настоящее время, несмотря на то, что Украина продолжает переживать один из самых сложных периодов не только в своей, но и в мировой истории, за короткий промежуток времени Национальному банку под руководством Кирилла Шевченко удалось не только сохранить макрофинансовую стабильность, но и создать основу для постепенного восстановления экономической активности в стране.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Обеспечена последовательность монетарной политики Национального банка. В сентябре 2020 году Советом Национального банка были утверждены обновленные Основные принципы денежно-кредитной политики на 2021 г. и среднесрочную перспективу, которыми была подтверждена неизменность приоритетной инфляционной цели Национального банка на уровне 5 +/- 1%, но и одновременно была обеспечена возможность Национальному банку применять гибкость режима инфляционного таргетирования для поддержки экономического роста.
Сохранена настоящая, а не формальная институциональная независимость Национального банка и его политики. Свидетельством тому является принятие решений по монетарной политике исходя из баланса их влияния на выполнение основных целей Национального банка — ценовой и финансовой стабильности и экономического роста — и сохранение учетной ставки НБУ на исторически низком уровне — 6%.
Успешно продолжаются переговоры с международными партнерами Украины по вопросам финансовой поддержки экономики Украины для преодоления последствий коронакризиса, в частности с Европейским союзом и Международным валютным фондом. Для координации выполнения обязательств Украины 21 октября правительством была создана межведомственная рабочая группа по координации переговорного процесса с Международным валютным фондом, в которую вошли представители ведущих министерств и Национального банка.
Обеспечена стабильность на валютном рынке, благодаря профессиональной работе Национального банка по поддержке баланса спроса и предложения на иностранную валюту и проведения валютных интервенций в период повышенного давления на обменный курс гривни.
Внедряются международные стандарты корпоративного управления в банковской системе и Национальном банке. Наблюдательные советы государственных банков успешно функционируют и способствуют повышению эффективности управления государственной собственностью в банковском секторе.
Созданы благоприятные условия для цифровой трансформации банковского сектора, повышения эффективности работы банков и улучшения потребительского опыта их клиентов. Возможность интеграции цифровых документов в бизнес-процессы в банках позволит эффективно интегрировать банковскую систему Украины в концепцию «Цифрового государства».
Налажено активное взаимодействие с институтами гражданского общества, что позволяет выстраивать доверие к политике центрального банка и банковской системы.
Смягчены требования к регулированию банковской деятельности, в частности, в контексте оценки банками рисков по кредитам, предоставленным экономическим субъектам, которые понесли потери в результате коронакризиса. Это позволило снизить давление на капитал банков и обеспечить непрерывность потока кредитных ресурсов в реальный сектор экономики.
Активно растет объем депозитов в банковской системе, что свидетельствует о доверии экономических субъектов к банкам и национальной валюте. Несмотря на снижение депозитных ставок, объем гривневых депозитов в банковской системе, начиная с июля, вырос на 6,9%.
Национальный банк продолжает активно поддерживать реализацию государственной программы «Доступные кредиты 5–7–9%», по которой уполномоченными банками уже выдано почти 11 млрд гривен кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса.
При этом ставки по новым корпоративным кредитам банков находятся на устойчивом нисходящем тренде, который отражает эффект от снижения учетной ставки Национального банка. С июля 2020 года средневзвешенная ставка по новым гривневым кредитам корпоративным клиентам находится на однознаковом уровне и в сентябре 2020 года была вдвое ниже, чем в предыдущем году (8,9% против 17,7%). Сохранение последовательной политики Национального банка и макрофинансовой стабильности позволит продолжить положительную тенденцию к удешевлению и повышению доступности кредитных ресурсов для национальной экономики.
Приведенный перечень достижений обновленного Национального банка за последний период не является исключительным и продолжает расти. Уверен, последовательность политики Национального банка под руководством Кирилла Шевченко в конструктивном взаимодействии с профессиональным сообществом и международными партнерами позволит решить наиболее насущные вопросы развития отечественной банковской системы: активизация кредитования, урегулирование проблемы неработающих кредитов, повышение конкурентоспособности банковского сектора и его роли в общегосударственных экономических процессах.