Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

12 дней «оттепели»

Как повлияла валютная либерализация на банковский рынок Украины?
19 февраля, 2019 - 11:05
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Либерализация мотивирует банки пересмотреть бизнес-модель. К такому мнению пришли представители рынка во время обсуждения закона «О валюте и валютных операциях», который заработал с 7 февраля. В дискуссии относительно дальнейших шагов по либерализации валютного рынка и предпосылок для их осуществления приняли участие председатель НБУ Яков Смолий, мнение банков представляли председатель правления Raiffeisen Bank Aval Владимир Лавренчук и заместитель председателя правления «Ощадбанку» Антон Тютюн.

Напомним, с 7 февраля Национальный банк разрешил репатриацию дивидендов в иностранной валюте за 2018 год. Причем также увеличена разрешенная сумма репатриации дивидендов — с $7 млн до 7 млн евро в месяц. Кроме того, бизнесу уже не нужно резервировать средства в гривне для покупки валюты за один день до проведения этой операции — правило «Т+1» отменено. Увеличены сроки расчетов с 180 до 365 дней по внешнеэкономическим контрактам. Операции по экспортно-импортным контрактам на сумму менее 150 тыс. грн отныне не требуют валютного надзора. Снят запрет на использование счетов за рубежом. Отменены индивидуальные лицензии на валютные операции — их заменила система е-лимитов (2 млн евро/год для юридических лиц, 50 тыс. евро — для физических лиц). Для физических лиц появилась возможность обмена валюты онлайн.

«В первый день, по данным банков, украинцы купили около $4 млн. онлайн. В последующие дни ажиотаж существенно спал. Так, по информации одного из самых крупных банков, на этой неделе объемы покупки валюты онлайн уменьшились вдвое. Мы теперь смотрим, в целом, как будет реагировать рынок на новшество и некоторые из ограничений, например, по репатриации дивидендов, постепенно планируем снимать. В частности, последнее сдерживает инвестиционную привлекательность, и потому его снятие является приоритетом для нас. Но сначала нам нужно посмотреть, как себя будет вести рынок в ответ на уже осуществленную либерализацию», — отметил председатель НБУ.

В то же время, он прибавил, что полная либерализация невозможна только за счет закона. Чтобы дальнейшая валютная либерализация не поставила под угрозу финансовую стабильность, параллельно необходимо контролировать вывод капитала в оффшоры, внедрив План действий BEPS в Украине. Также важно, чтобы Верховная Рада одобрила законопроект о «сплите», который поможет повысить качество регуляции небанковского финансового рынка. Эти шаги помогут прийти к полной прозрачности движения капитала, и больше не будет необходимости сдерживать его с помощью валютных ограничений.

В свою очередь, Владимир Лавренчук акцентировал внимание на разнице между валютным контролем (который был) и валютным надзором (который вводится). На сегодняшний день банкам делегируется возможность самостоятельно определять систему мер валютного надзора. Он может основываться на разных критериях. Ведь каждый должен знать своего клиента. «Мы выделили три ключевых выгоды. Первая — форварды и валютные свопы. Если раньше это было связано с хеджированием рисков по экспортно-импортным контрактам, то теперь — и с кредитными операциями. Хеджирование расширилось. Это максимум страхования рисков. Поэтому и клиенты, и инвесторы чувствуют себя лучше. Второе — возможность нерезидентам открывать счета в украинских банках для экспортных и импортных операций, инвестирования. Это добавленная стоимость для инвесторов. Третье — мелкие операции до 150 тыс. грн не требуют надзора. Это уменьшение рутинных процессов. Paperless, painless, common sense. К чему мы давно стремились», — объяснил пан Лавренчук.

Также он прибавил, что либерализация толкает банки пересмотреть бизнес-модель, больше инвестировать в персонал, чтобы еще более качественно предоставлять банковские услуги.

Это мнение поддержал и Антон Тютюн. Он отметил, что закон о валюте положительно воспринимается банками, а дальнейшие шаги по валютной либерализации — приветствуются. Устаревший декрет и 56 подзаконных актов были заменены новым законом и 7 постановлениями, которые сгруппированы по направлениям. «Ажиотажа после введения закона о валюте мы не видим. Это рыночные требования, которых требует время. Но механических решений его введения нет. Однозначно, банкам нужно становиться профессиональнее. Мы также проводим разнообразные обучения персонала, ведь должны отвечать требованиям времени», — прибавил он.

Кроме того, говорили о других новациях, которые являются важными для потребителя. К примеру, возможность выбора работниками банка для получения зарплаты, так называемое «зарплатное рабство», электронизацию. В НБУ отметили, что уже 6 банков подключилось к BANKID НБУ, и еще около 10 — в процессе. И приоритетом в этом году является увеличение доступности этой услуги для пользователей.  Кроме того, отдаленная идентификация является дешевле для банков, чем обслуживание клиентов в отделениях, поэтому банковская система должна быть заинтересована во внедрении этого сервиса и подключении к системе BANKID НБУ.

В завершение, участники выразили мнение относительно макроэкономической стабильности в 2019 году. Яков Смолий отметил, что несмотря на двойные выборы НБУ не видит рисков для макрофинансовой стабильности, которая была наработана за последние несколько лет. «Прошлый год мы закончили с инфляцией 9,8%, и тренд в сторону ее уменьшения сохраняется. В январе она снизилась еще до 9,2%. Мы ожидаем, что к концу этого года она замедлится до 6,3%, а в следующем году — достигнет цели НБУ 5%. Если будет благоприятная макрофинансовая ситуация, и наши ожидания по снижению инфляции будут исполняться, НБУ может перейти к смягчению монетарных условий. А это — уменьшение учетной ставки, увеличение возможностей для кредитования бизнеса по низшей стоимости ресурсов. Одно из ключевых задач НБУ на 2019 год — создание условий для оживления кредитования корпоративного сектора», — объяснил он.

Со своей стороны Владимир Лавренчук отметил, что даже во время военного положения банки не увидели рисков. Но одним из вызовов назвал рынок труда.

Тютюн обратил внимание на смягчение политики, особенно в части учетной ставки. Ведь сейчас ставка на грани целесообразности для клиента, поэтому кредитование нужно развивать. И завершил, что банки со сдержанным оптимизмом смотрят в этот год и ждут удешевления ресурсов.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ