Немногим менее чем через месяц, 19 ноября, в Украине могут запретить экспорт пшеницы. Об этом вчера «Дню» сообщил президент «Украинской аграрной конфедерации» Леонид КОЗАЧЕНКО. По его словам, о таком сценарии развития стало известно в ходе последней встречи зернотрейдеров и первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины Ивана Бисюка. «День» обратился за разъяснением к министру аграрной политики и продовольствия Украины Николаю ПРИСЯЖНЮКУ. «Мы совместно с зернотрейдерами проводим еженедельный мониторинг за осенне-полевыми работами, количеством осадков, которые выпадают, за состоянием озимых и динамикой экспорта. Если будет угроза продовольственной безопасности страны, тогда будем ограничивать экспорт пшеницы. Если не будет, то — нет», — пояснил в эксклюзивном комментарии «Дню» министр.
Основанием для введения экспортных ограничений, говорит Козаченко, служит условие согласованного ранее Меморандума между зернотрейдерами и Минагропромом. Настоящим документом установлена предельная сумма экспорта пшеницы на текущий МГ (не более 4 миллионов тонн пшеницы, 3,2 миллиона тонн ячменя и 12,4 миллиона тонн кукурузы). Позже, министр аграрной политики и продовольствия повысил оценку возможного экспорта пшеницы из Украины в 2012/2013 МГ до 5 миллионов тонн. Меморандумом также предусматривалось, что после экспорта 80% обусловленного объема зерна государство оставляет за собой право ввести ограничение на вывоз зерновых.
По данным Минагропрода, с начала нового маркетингового года из Украины вывезли 7,1 миллиона тонн (в том числе пшеницы — 3565 миллионов тонн (продовольственной — 2896 миллионов тонн), кукурузы — 2 миллиона тонн, ячменя — 1437 миллионов тонн). По словам Ивана Бисюка, каждый месяц объемы экспорта составляют около 1,3 миллиона тонн зерна пшеницы, что почти вдвое больше прошлого года. «Таким образом, на 15—20 ноября этого года, экспортные возможности Украины в отношении зерна пшеницы могут быть исчерпаны (около 5—5,3 миллиона тонн). В связи с этим, зернотрейдерам было рекомендовано обратить внимание на то, что по состоянию на 19.10.2012 года внешнеэкономические контракты на зерно пшеницы заключены на уровне 5,4 миллиона тонн. А следовательно, им нужно осторожно подойти к продлению заключения контрактов)», — говорится в сообщении Минагропрода по итогам встречи Бисюка и зернотрейдеров в конце прошлой недели. Другими словами, трейдеры получили намек, что зеленый свет для экспорта может измениться на красный, поэтому последующее наращивание внешнеэкономических контрактов по экспорту зерновых — это вопрос экономической целесообразности и рискованности конкретного трейдера.
Есть ли основания для введения моратория на экспорт пшеницы? И как экспортное запрещение может отразиться на внутреннем/внешнем рынках пшеницы и на экспорте других сельскохозяйственных культур? Об этом «День» спросил экспертов.
Алекс ЛИССИТСА, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:
— Сегодня зернотрейдерами законтрактовано более чем 5 миллионов тонн пшеницы на экспорт. Риск возможных убытков — это полностью их выбор, потому что Минагропром предупреждал участников рынка в начале и в середине октября, что установленный меморандумом экспортный предел близко. Я против любых ограничений при экспорте и торговле. Но в данной ситуации важно услышать ответ на еще один вопрос: готово ли общество покупать хлеб и другие продукты по мировым ценам. Скорее всего — нет. Поэтому, как представитель более либерального течения в управлении экономикой, одобряю действия министерства, потому что оно честно заключило с трейдерами меморандум и выполняет его. Это лучше, чем было в предыдущие два года. По моему мнению, запрещать или нет экспорт пшеницы — не простой вопрос. Если переходные остатки действительно составляют 5 миллионов тонн, а пшеницы из нового урожая собрали 14 миллионов, то не нужно вводить экспортных ограничений. Ведь в таком случае при внутреннем годовом потреблении 9,5 миллиона тонн пшеницы спокойно можно продать 10 миллионов тонн. Проблема в том, что сегодня точно неизвестно, какая конечная цифра урожая, его качество и объемы переходных остатков. Пока запрета нет. Но само известие о его возможности в пятницу уже подтолкнула вверх цены на Чикагской бирже на 5—7%. Поэтому на внешних рынках произошел скачок цен. На внутреннем рынке цены на пшеницу снизят на 200—250 гривен за тонну (к сведению, сегодня тонну пшеницы в среднем продают за 2000—2100 гривен за тонну. — Ред.), а цены на продукты питания, вряд ли пойдут вниз. Основной экспортной культурой Украины в случае запрещения будет кукуруза. Ее урожай ожидается в объеме 20—22 миллионов тонн, а экспорт — 15—17 миллионов.
Мария КОЛЕСНИК, руководитель аналитического отдела консалтинговой компании «ААА»:
— В зимне-весенний период в зависимости от тенденций на мировом рынке и объема переходных остатков Украина может экспортировать еще три миллиона. То есть, в целом — восемь миллионов тонн. Ограничения в экспорте однозначно отразятся на цене пшеницы на внешнем рынке, а вот на внутреннем — не очень. Сейчас внутренняя цена идет вверх, потому что трейдеры пытаются выполнить контракты, потому и закупают более дорогое зерно. Если мораторий введут, то спроса не будет, и цена зафиксируется на определенном уровне. Зато стоимость других сельскохозяйственных культур повысится. На передний план экспорта выйдет кукуруза. Ее цена, по моим прогнозам, до конца года вырастет в среднем на 20%.