25 мая, — День Африки. В этом году он имеет свою особенность — исполняется 55 лет со дня основания Организации Африканского Единства (ОАЕ), которая сейчас известна как Африканский Союз (АС), который объединяет все государства континента, кроме Марокко.
За этих 55 лет Африка прошла и еще проходит тяжелые испытания на пути к настоящей независимости.
ПРЕДЫСТОРИЯ АФРИКАНСКОГО ПУТИ
60-е годы ХХ века начались с распада колониальных империй в Африке. 1960 год называют «годом Африки» — 17 стран обрели независимость.
Только две африканские страны никогда не были колониями — Эфиопия и Либерия. Остальные — 53 — были под гнетом метрополий.
В Африке господствовали Англия (18 колоний), Франция (16), Португалия (4), и Бельгия (1). Англия и Франция поняли, что время колоний прошло после Второй мировой. Для Англии это стало очевидным, когда в 1950 году независимой республикой стала Индия.
Франция практически безболезненно отпускала свои колонии. Исключение — Алжир. Там война за независимость длилась целых 8 лет — до 1962 года.
Из английских колоний тяжелую борьбу вели за свою независимость Кения и Зимбабве. Очень не хотела отпускать свои колонии — Анголу и Мозамбик — Португалия. Здесь шли жестокие войны, в которых роль главной ударной силы играла расистская Южная Африка.
Для помощи странам, которые борются за независимость, для лоббирования их интересов в ООН, для консолидации усилий с целью полной деколонизации Африки 25 мая 1963 года в Аддис-Абебе (Эфиопия) и была создана Организация Африканского Единства (ОАЕ). Это была сугубо политическая организация. Именно такими были и большинство проблем, которыми в то время занималась ОАЕ.
СОВЕТСКИЕ «ОБЕЩАНИЯ» И ИХ ДРАМАТИЧНОЕ ФИАСКО
Время создания ОАЕ было годами разгара холодной войны. С одной стороны — Запад (США, Европа), с другой — СССР и Китай (между ними шла своя война). Африка превратилась в полигон глобального противостояния двух миров. «Холодная война» нередко перерастала в горячую. Молодые африканские страны, выйдя из колониальной зависимости, искали надежной геополитической поддержки и определенности перспектив своего развития. Это им и обещал Советский Союз, который никогда не имел в Африке колоний. Советские идеологи предложили им строительство социализма, обходя этап развития капитализма, так называемый «некапиталистический путь развития». Много стран разделяли эту привлекательную, казалось бы, идею. Наибольшими ее сторонниками стали Египет (Гамаль Абдель Насер, Герой Советского Союза, Алжир (Бен Белла), Гана (Кваме Нкрума), Гвинея (Секу Туре), Сомали (Сиад Барре), Конго — Киншаса (Патрис Лумумба), Ангола (Агостиньо Нето) и другие. Копировали первые шаги в СССР — национализация, создание колхозов, единая идеология, единая правящая партия и тому подобное. Ничем хорошим это для стран не закончилось. Все они прошли через ряд восстаний, мятежей, переворотов, убийств лидеров. Теория «некапиталистического пути развития» провалилась.
Борьба за независимость продолжалась. После «революции гвоздик» в Португалии в 1975 году независимость получили Ангола и Мозамбик. Расистская Южная Африка не могла терпеть, чтобы у нее под боком росла страна, которая провозгласила строительство социализма. Началась агрессия хорошо подготовленной и вооруженной Западом армии ЮАР против армии Анголы, в основном с партизанским опытом. СССР помогал ей вооружением, медикаментами, продовольствием, военными советниками. Но этого было маловато. Фидель Кастро лично решил помочь братьям по крови и отправил в Анголу за все время 300 000 бойцов. В битве под Квито-Кванавале в 1987—1988 годах их было 40 000, и именно они остановили, а затем разгромили расистов. Эту битву называют «африканским Сталинградом». Она изменила ход событий на юге Африки.
В этих боях принимали участие и украинцы. Многие из них погибли. Об этом немногим известно. Участники боев за независимость португальских колоний создали ветеранские организации — «Союз ангольцев Украины» и «Союз мозамбикцев Украины».
1994 ГОД — ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ ЗАВЕРШЕНА
Поражение в Анголе подорвало режим апартеида. Обрела независимость их опорная база — Намибия. А в 1994 году президентом ЮАР был избран темнокожий Нельсон Мандела, который 27 лет провел в тюрьме. Это событие знаменовало окончательное окончание долговременного, кровавого процесса деколонизации Африки.
Наступили новые времена. Ушел в небытие СССР. ОАЕ выполнила свою историческую миссию — африканские страны неотвратимо стали независимыми. Появились новые, не менее сложные задачи: обеспечить рост экономики, на этой базе гарантировать неуклонный рост благосостояния населения. И здесь возникло множество проблем. Отсутствовала национальная промышленность; абсолютное большинство населения было занято в сельском хозяйстве, где использовалось даже подсечное земледелие; не было национальных кадров; не было надежного транспортного сообщения в пределах региона, что делало невозможными экономические связи между странами; абсолютное большинство населения было необразованным; мизерный уровень медицинского обслуживания; в целом — бедность. Таким было наследие колониализма. Была развитой только горнодобывающая промышленность, где господствовали иностранные компании. Единственное, чего было в достатке, — колоссальные природные богатства. Африка является своеобразной мировой казной. Особенно относительно ХХІ века — когда борьба будет идти не за нефть и газ, а за редкоземельные металлы, без которых невозможна современная электроника.
Решению экономических проблем препятствовали неоконченная борьба за власть на протяжении конца ХХ века: гражданские войны, перевороты, матежи, вездесущая коррупция. Постепенно политическая жизнь нормализовалась, власть в большинстве стран передавалась путем выборов. Вызревало также понимание того, что без объединения усилий из бедности не выбраться. Лоббистом этой идеи стал лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи. Он предложил идею создания Соединенных Штатов Африки с собственной валютой — афро или золотой динар. Но после убийства Муаммара Каддафи в ноябре 2011 года Ливия как влиятельное государство перестала существовать. Дестабилизировал весь регион Сахелем. Но идея объединения перед лицом новых вызовов, новых задач становилась все более актуальной.
NEPAD И ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ЗА «КАЗНУ МИРА»
И 9 июня 2012 года на 38-ой (последней) сессии ОАЕ в г. Дурбан (ЮАР) она была превращена в Африканский Союз (АС). Была утверждена своеобразная «экономическая конституция» Африки — программа NEPAD (New Partnership for Africa’s Development — Новое партнерство для развития Африки). Приоритеты — инфраструктура, технологии связи, здравоохранение, сельское хозяйство. Для этого — достичь 7% роста экономики ежегодно.
Программу поддержали ООН, ВТО, ЕС, G8. Для ее реализации нужно 64 млрд. долларов. Но западные страны не спешат помогать деньгами. Нет их и у самих африканских стран. В частности, даже не выполняется решение о выделении 1% ВВП на содержание АС. И АС фактически финансируется Европейским союзом.
На сегодня развитие Африки определяется двумя господствующими противостоящими тенденциями: превращение Африки в единый экономический организм и экспансия Китая.
То есть, с одной стороны, идет борьба африканских стран за укрепление независимости своих стран, за усиление своих экономических позиций, за постепенное превращение континента в самостоятельного и влиятельного игрока мировой политики. Немало осталось проблем как наследия колониальных времен — локальные конфликты, радикальный исламский терроризм, коррупция, слабость демократических институций. На все это налагаются три проблемы континента. Первая — рост населения; по прогнозам ООН к 2050 году в Африке его будет 2,3 млрд. В одной Нигерии 450 млн, а в бывшей столице — Лагосе — 70 млн. 63% населения будет жить в городах. Нужны рабочие места, то есть неотложная проблема — индустриализация. Вторая — миграция как следствие первой проблемы; в поисках работы и лучшей судьбы вообще. Главное направление миграции — Европа, которая прилагает много усилий, чтобы как-то уменьшить ее, но не очень проникаясь серьезными финансовыми расходами. И третья — изменение климата. Сахара подвигается на юг. Кочевые племена теснят оседлые земледельцы — учащаются кровавые столкновения. Заостряется проблема воды.
Все это сдерживает реализацию амбициозных задач Африканского Союза. Но, невзирая на все трудности, побеждает тенденция к превращению Африки в единый экономический организм как залог надежного будущего континента.
В конце января 2018 года начало функционировать Единое авиапространство грузовых перевозок Африки. После 15-летних переговоров 21.03.2018 года 44 страны подписали договор об «Африканской континентальной зоне свободной торговли». Нигерия, ЮАР и еще 9 стран заявили о необходимости дополнительных консультаций внутри стран. После создания Всемирной торговой организации это второе по значению событие. Уже начали вручать сначала главам государств единый африканский паспорт на пяти языках — английский, французский, португальский, арабский и суахили. Африканский Союз поставил перед странами задачу переходить сразу на 4G. Небольшая страна Бенин (11 млн) уже запланировала за три года осуществить этот шаг. Строятся атомные электростанции. Уже несколько стран имеют Национальные космические агентства; готовится первый африканский космонавт. Африка все увереннее осознает свое место в мире и активно добывает его в борьбе.
И в то же время над будущим Африки тяготеет попытка экономически мощных стран войти на рынки африканских стран, укрепить свои позиции на них, и в результате иметь надежный доступ к африканским месторождениям, особенно редкоземельным минералам. В рамках этой тенденции с каждым годом обостряется конкурентная борьба между желающими.
Бесспорным лидером является Китай. На март 2018 года он построил 6,5 тыс. км железных дорог, 6 тыс. км автодорог, 200 школ, 80 стадионов, 9 портов, 14 аэропортов, 34 электростанции, 10 мощных ГЭС, 40 промышленных парков. Всего в Африке работает больше 10 000 китайских компаний.
Томас Уалдхаузер, командующий войсками СШС в Африке (Африком), констатирует: «...Пока мы говорим и обещаем, китайцы строят торговые центры и стадионы».
Китай крепко привязывает Африку экономическими цепями. Главные инструменты — кредиты и инвестиции. Ангола 60% своей нефти экспортирует в Китай ради погашения кредитов. Поднебесная держит 50% внешнего долга Кении. Китай обязался за 15 лет соединить железными дорогами все столицы африканских стран. Штаб-квартира АС в Аддис-Абебе — подарок Китая.
Китай видит в Африке важную составляющую Великого морского шелкового пути. Для его защиты в сентябре 2017 года в Джибути была введена в строй первая за пределами Китая военно-морская база (по соседству с американцами).
США главное ударение делают на традиционной военной силе. Упоминавшийся Африком имеет свои базы в 24 странах. Но ни одна африканская страна не согласилась разместить у себя его штаб-квартиру — она дислоцируется в Штутгарте (Германия). Согласно принятому в 2000 году Закону АГОА Африка провозглашена зоной стратегических интересов США. 100% хрома идут из Африки (ЮАР, Зимбабве). 65% кобальта из ДРК, Замбии, Ботсваны. 50% марганца — ЮАР, Габон.
Пытаются хранить свои позиции европейские страны. Первый зарубежный визит президента Франции Эммануэля Макрона был в Африку. Европейский союз усиливает инвестиционную политику в Африке, чтобы уменьшить поток мигрантов из этих стран. Активно возобновляет свои позиции Россия. Недавно бойцы «Вагнера» взяли на себя личную охрану президента Центральноафриканской Республики, что вызвало большое удивление со стороны французов. Все большую активность проявляет Турция. С 2004 года президент Реджеп Тайип Эрдоган осуществил 39 визитов в 24 африканских страны. Вызывает уважение растущая активность Беларуси в Африке под личным контролем ее президента. Регулярно бывают в Африке главы Индии, Японии, Израиля.
Украина в этом перечне отсутствует. Ни один президент или премьер-министр в Африке не были. И это при том, что в 2015 году общий объем торговли Украины со странами Африки составлял 4,4 миллиарда долларов США, из которых экспорт украинских товаров составил 3,8 миллиарда долларов. 22 июня 2016 года Украина официально обрела статус государства-наблюдателя в Африканском Союзе.
Исходя из прогнозов о превращении бассейна Индийского океана в центр мировой политики, становятся понятнее слова экс-секретаря Госдепартамента США Рекса Тиллерсона: «Для того чтобы понять, куда двигается мир, необходимо осознать, что Африка — это будущее. Уже в этом году 6 из 10 наиболее динамических стран, которые развиваются, будут африканскими...»
Африка опять становится полигоном соревнований, но уже не идеологий, а политики и капиталов.