Поддержки Минагропрод срывает выполнение инициативы правительства по внедрению механизма 20%-й компенсации аграриям стоимости приобретаемой отечественной сельхозтехники, заявил исполнительный директор Национального комитета по промышленному развитию Анатолий Гиршфельд.
Напомним, с 2017 года аграрии должны получать через банки частичную компенсацию при покупке сложной сельскохозяйственной техники в размере 20% ее стоимости при условии, что уровень локализации ее производства в Украине превышает 35%. В бюджете на 2017 год на указанную программу предусмотрено около 550 миллиона гривен.
«Список 40 «счастливчиков», их техники и оборудования для АПК, приобретение которой подлежит 20%-й компенсации, был сформирован комиссией под руководством Степана Кубива (первый вице-премьер) и обнародован на сайте МЭРТ еще 2 июня. Деньги из бюджета на компенсацию выделены. Однако ни один аграрий компенсацию за приобретение техники отечественного производства, до сих пор не получил», — рассказал Гиршфельд Интерфаксу Украина.
«Продажи отечественной сельхозтехники в Украине уже приостановились», — отмечает Гиршфельд. В результате, по его словам, в разгар сезона отечественную почвообрабатывающую технику активно вытесняет с рынка импортная. «Вот так банальным саботажем чиновников хорошие начинания правительства и заявления высших должностных лиц государства о развитии сельхозмашиностроения могут быть сведены к нулю», — резюмировал Гиршфельд.
Насколько велика угроза не только отечественным машиностроителям, но и аграриям? Генеральный директор «Индустриальной молочной компании» и президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс ЛИССИТСА дал «Дню» предельно краткий ответ на этот вопрос. «Не знаю, — сказал он, — мы украинской техники не покупаем». С ним, по-видимому, во многом согласен и президент Ассоциации фермеров и землевладельцев Украины Иван ТОМИЧ. «Вообще-то никто уже на компенсацию по технике не рассчитывает. Покупают в основном зарубежную технику, новую и подержанную. В 2005—2006 годах была гарантия компенсации в 30%. И тогда количество покупаемой отечественной техники росло, и это влияло на положение аграриев. Теперь в бюджете нет серьезных средств, да нет и понятной государственной политики по поддержке аграриев и отечественного сельхозмашиностроения. Никто уже на нее не надеется. Так что ситуация в целом такая, как ее описывает Гирщфельд. Больше того, по всем программам поддержки лишь несколько сотен аграрных производителей получили поддержку. Так что сегодня поддержки у аграриев практически нет».