С Нового года украинский энергорынок можно считать почти по-европейски либерализованным. Говорить об этом позволяют положения Закона «Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины», который вступил в действие с 1 января 2014 года. По замыслу авторов, они должны обеспечить либерализацию оптового рынка электроэнергии, создание на нем эффективной конкурентной среды с учетом требований законодательства Евросоюза. Отныне в Украине вместо рынка единого покупателя создается модель, предусматривающая работу по прямым договорам. Это рынок контрактов «на сутки вперед» и балансирующий рынок, задача которого регулировать дисбаланс, возникающий при производстве электроэнергии. Создается также рынок услуг по закупке маневренных мощностей. Европейский акцент этому документу придает также и то, что он был принят с подачи представителей противоборствующих политических сил: народных депутатов Игоря Глущенко и Николая Мартыненко (фракции Партии регионов и «Батькивщины»).
Подводя итоги 2013 года, эксперты Центра исследований энергетики (EIRCenter.com) отметили, что создание целого ряда революционных документов, в том числе и названного закона, дает основание считать ушедший год знаковым для отечественной энергетики, поскольку были заложены основы для дальнейшей модернизации соответствующего рынка и отрасли в целом. Наряду с упомянутым законом речь идет о подготовке проекта Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года, внедрении стимулирующего тарифа для облэнерго и изменении правил экспорта электроэнергии. Принятый в конце года Нацкомиссией по регулированию энергетики (НКРЭ) порядок проведения аукционов на экспорт электроэнергии определяет, что отныне в них сможет участвовать любая компания, которая является членом Оптового рынка, имеющая лицензию на поставки по нерегулируемому тарифу и соответствующие договоры.
«Все говорят об экспортном потенциале нашей энергосистемы и о необходимости ее развития, — отмечает заместитель генерального директора EIR Center Вадим Гламаздин. — Новые правила экспорта электроэнергии — это один из первых, но очень важных шагов для реальной интеграции украинского энергетического рынка с европейским, что, в свою очередь, позволит максимально реализовать экспортные возможности украинской энергосистемы».
Но либеральные правила на нашей почве, похоже, не следует идеализировать. Директор компании «Трансэнергоконсалтинг» Светлана Голикова говорит о принципах построения нового энергорынка. По ее словам, он строится на 13-ти важнейших принципах. Но, отмечает эксперт, есть еще и 14-й. Он заключается в том, что этот рынок работает с определенными ограничениями, которые будут существовать до 2030 года. И все предыдущие принципы могут, по мнению Голиковой, видоизменяться, поскольку регулятор имеет возможность «вмешательства в процесс деятельности субъектов этого рынка». Например, гарантированный покупатель, который будет приобретать всю «зеленую» энергию, работает на первом сегменте рынка — рынке прямых договоров — исключительно как покупатель и ничего не имеет права на этом рынке продавать.
А на рынке «на сутки вперед» гарантированный покупатель, как считает Голикова, тоже ограничен — выступает только как продавец. Для тепловой генерации регулятор сможет устанавливать другое непростое ограничение — она будет обязана продавать на сутки вперед не менее чем 15% всей произведенной товарной продукции. Для атомной и гидрогенерации, рассказывает эксперт, будут существовать ограничения, направленные на обязательную продажу. Причем для них будут устанавливаться и объемы продаж на этом рынке. На этот раз без каких-либо ограничений, а потому им придется продавать тут до 99,9 %. Если работа регулятора при этом не будет прозрачной, то, по мнению Голиковой, и 16 следующих лет мы сможем наблюдать «не очень прозрачную картину, а реальной конкуренции так и не будет».
Эксперт энергетических рынков Андрей Перевертаев считает, что для экспертного сообщества закон о функционировании рынка электроэнергии — это все же результат и даже ключевое событие для отрасли, что дает ей шанс, какую-то мечту. И это еще не шаг, а больше процесс. И, по словам эксперта, это хорошо понимает даже регулятор. Ведь невозможно построить идеальную модель рынка. Например, в законе говорится о конкуренции среди поставщиков, но сейчас ее не может быть вообще, поскольку для населения установлены низке тарифы, а поставки на экспорт сосредоточены в руках двух крупных монополистов, и конкуренция остается на уровне 10% рынка.
Новый рынок не решает и таких вопросов, как замена изношенного оборудования отрасли и приход инвестиций, констатирует эксперт. Для этого должны быть разработаны дополнительные механизмы. Так, нет механизма финансовых гарантий, аналогичного европейскому. «Европейцы вообще не понимают, как можно не платить за электроэнергию, — подчеркивает Перевертаев и отмечает: — Механизм европейских финансовых гарантий для нас в этих условиях вообще не применим». При этом он ссылается на решение НКРЭ о замораживании перехода ряда облэнерго на стимулирующие тарифы, а также обращает внимание на то, что энергостратегии Украины до 2030 года, которая вроде бы разработана, до сих пор нет. Но больше всего его удивляет, что в Украине не видят цели, которую хотят достичь путем реформирования энергетики. «Наверное, с этим связано и отсутствие стратегии, и заморозка тарифов... Для чего мы делаем этот новый рынок? — спрашивает Перевертаев, — Мы хотим, чтобы цена упала, или мы хотим, чтобы генераторы могли модернизироваться, построить новые мощности, или мы чего-то другого хотим? Ответов в законе, к сожалению, нет».
Внес еще одну каплю дегтя в ход обсуждения энергетического Закона и руководитель программ Аналитического центра «Дикси групп» Роман Нимцович. Он не согласен с тем, что 2013 год стал революционным для украинской энергетики. «Революция в энергетике у нас еще впереди, — уверяет он». По его словам, сигналы, посланные рынку в законе, противоречивы. «В нем дискриминируются определенные отрасли в пользу других — преимущественно государственные в пользу главным образом частных, — говорит эксперт, — создаются определенные угрозы для тех организаций, которые являются донорами фонда урегулирования стоимостного дисбаланса, предусмотренного новым Законом». Говоря об энергостратегии, Нимцович подчеркивает, что к тому времени, когда ее могут принять, она уже безнадежно устареет.
«Когда нет стратегических целей в экономике, — отмечает генеральный директор EIR Center Александр Харченко, — то их нет и в энергетике». По его словам, 2014 год «станет или годом нового тренда — со сменой знака с «минуса» на «плюс», или же годом молчаливой паузы: замороженных реформ и тарифов, отсутствия прогресса в законодательном поле. Такая пауза, даже длиной в год, может очень дорого стоить нашей энергосистеме. И еще дороже — тем украинцам, которые будущей зимой будут сидеть без света и тепла». Голикова настроена более оптимистично. Отвечая на вопрос «Дня» о том, чего можно ожидать от реформ, что проводят в энергетике Украины без стратегической цели, она привела в пример опыт стран Европы, которые проводили у себя аналогичные реформы, включая и повышение тарифов на электроэнергию. В результате снизилась энергоемкость производства потребительских товаров, снизились их цены. В свою очередь, усиление конкуренции на энергорынке позволило стабилизировать и даже снизить тарифы на электроэнергию...