Продолжение.
Начало читайте «День»: №198-199 от 2-3 ноября 2018 г.,
№203-204 за 9-10 ноября 2018 г.,
№208-209 за 16-17 ноября 2018 г.
№213-214 за 23-24 ноября 2018 г.
№218-219 за 30 ноября-1 декабря 2018 г.
№223-224 за 7-8 декабря 2018 г.
№228-229 за 14-15 декабря 2018 г.
Институт Кеннана при Центре Вилсона был основан в 1974 году с целью повышения уровня американской экспертизы о Советском Союзе. Сегодня этот аналитический центр изучает политику России и постсоветских стран. Центр Вилсона финансируется из федерального бюджета, но две трети средств на его деятельность поступают от частных доноров.
После распада Советского Союза Институт Кеннана открыл два зарубежных офиса — в Москве и в Киеве. В 2014 году новоназначенный директор вашингтонского офиса Института Кеннана, Мэтью Рожанский, внезапно закрыл Московский офис. Российские выпускники кеннановских исследовательских программ протестовали против этого решения, считая его «неприемлемым, несвоевременным и чрезвычайно вредным для долгосрочной перспективы американо-российских отношений». Киевский офис Института Кеннана был закрыт в марте 2018 года после того, как на фоне растущей прокремлевской политики института сообщество его украинских выпускников опротестовало увольнение директора Киевского офиса (и автора этого доклада).
Мэтью Рожанский является бывшим заместителем директора программы «Россия и Евразия» Фонда Карнеги за международный мир. Он является близким коллегой Томаса Грема, который с 2007 года работает исполнительным директором компании «Киссинджер Ассоушиэйст», является сотрудником Йельского института глобальных проблем им. Джексона и бывшим экспертом программы «Россия и Евразия» Фонда Карнеги за международный мир. Рожанский и Грем организовывают совместные конференции, являются соавторами нескольких экспертных статей и выступают за улучшение отношений между США и Россией.
Американская лоббистская компания «Киссинджер Ассоушиэйтс» была основана Генри Киссинджером в 1982 году. Сведений о ее деятельности совсем мало. Благодаря тесным контактам Киссинджера с иностранными правительствами и его широким знанием международной политики фирма консультирует многочисленные глобальные компании, такие как ITT, American Express, Anheuser-Busch, Coca-Cola, H.J. Heinz, Fiat, Volvo, L.M. Ericsson, Daewoo и Midland Bank и другие. «Киссинджер и Ассоушиэйтс» помогает своим клиентам определить стратегических партнеров, найти возможности инвестирования и понять внутреннюю и внешнюю политику зарубежных стран. Только за последние несколько лет Киссинджер провел более десятка встреч с Путиным. Западная пресса отмечала, что благодаря новой «перезагрузке» отношений с Россией консалтинговая фирма Киссинджера могла бы получить определенные дивиденды, в частности благодаря новым клиентам и заказам от них.
В марте 2016 года Генри Киссинджер встретился с зятем Дональда Трампа — Джаредом Кушнером. Встреча состоялась во время обеда, организованного Центром национальных интересов, который возглавляет Димитрий Саймс. В течение последующих недель Кушнер и Саймс обсудили возможность проведения совместного мероприятия, на котором Дональд Трамп должен был презентовать концепцию своей внешней политики.
Эксперт Андрей Пионтковский вспоминает: «Том Грем — бывший дипломат. Я знаю день, когда он был перекуплен Кремлем. Он не дождался конца второго срока президента Буша-младшего. Он был у него тем, кого называют Russian Tsar [руководителем российского направления]. Грем оставил администрацию Буша, получив предложение от Киссинджера. В тот день мы столкнулись с ним в метро. Обычно сдержанный, он был в абсолютной эйфории и неожиданно сообщил, что перешел на работу, где будет получать в несколько раз больше, чем в администрации президента Буша».
Рожанский и Грем относятся к «прагматичному» лагерю американских экспертов из России. По мнению Рожанского, «политика изоляции России... вынуждает США выглядеть слабыми и непоследовательными». Для правительства США ключевыми вопросами должны стать: «Чего хотят россияне и что они думают о таких вызовах, как Украина, Сирия и противодействие терроризму?»
В отличие от «нормативистов», которые подчеркивают важность внешней политики, основанной на ценностях, «прагматики» считают основой международных отношений соблюдение баланса сил и принципа статус-кво. Они поддерживают претензии Москвы на свою «сферу влияния» и предупреждают, что избыточная критика и наказание России могут обострить кризис и ввести США в новую «холодную войну». Как отмечает Лиля Шевцова, это помогает объяснить, почему «западные прагматики часто повторяют заявления своих российских коллег (или даже самого Кремля)».
Летом 2015 года Мэтью Рожанский и Томас Грем пытались убедить ведущих членов администрации президента Петра Порошенко в том, что Украина должна отказаться от присоединения к НАТО и ЕС. Во время встречи с советниками Президента Порошенко летом 2015 года Рожанский и Грем представили документ под названием «Стратегическое виденье партнерства между США и Украиной», который предлагал Украине вернуться к «многовекторной» внешней политике и «нормальным отношениям» с россиянами. Документ ни разу не упомянул, что вступление в Европейский Союз и НАТО должны быть целями внешней политики Украины. Хотя украинские восточные границы регулярно обстреливались с контролируемых Россией районов Донбасса, авторы документа ни разу не отметили, что другим приоритетом украинской внешней политики должно стать получение американской военной помощи.
Мэтью Рожанский также помог Полу Манафорту продвигать интересы его пророссийского клиента Януковича. С 2004 года Манафорт работал политическим консультантом Януковича и близкого союзника Путина Олега Дерипаски. Согласно документам, опубликованным командой специального прокурора Роберта Мюллера в сентябре 2018 года, Манафорт лоббировал интересы администрации Януковича через две лоббистские фирмы, а также путем печати заказных аналитических статей.
В апреле 2013 года Манафорт написал главе администрации президента Януковича: «На этой неделе мы направили усилия на продвижение позитивных новостей и статей, которые появились в нескольких ведущих печатных и электронных СМИ». Манафорт далее перечислил четыре статьи, включительно с колонкой Рожанского под названием «Использует ли Украина свой шанс в отношениях с ЕС?». В то время Рожанский был заместителем директора программы «Россия и Евразия» Фонда Карнеги. Интересно, что в феврале 2013 года Манафорт также сообщил советникам Януковича о своей встрече с бывшим начальником Рожанского, Джеймсом Колинзом, называя его в своем письме «ведущим спонсором Фонда Карнеги».
Мэтью Рожанский активно сотрудничает с ведущим агентом прокремлевской экспертной пропаганды, а именно с государственным аналитическим центром «Российский Совет по международным делам» (РСМД). Генеральный директор РСМД, Андрей Кортунов, был приглашен Рожанским в Вашингтон для участия в кеннановской конференции «Джордж Кеннан и современность». Рожанский, после своего вступительного слова, сразу передал микрофон Кортунову. Довольно показательно, что Джон Теффт, бывший посол США в России, выступил во время этой панельной дискуссии последним. Во время своего выступления Кортунов традиционно утверждал, что политика «сдерживания» России, предложенная Кеннаном в середине XX века, не может применяться к современной России и должна быть пересмотрена. В июле 2018 года, за несколько дней до встречи Трампа и Путина в Хельсинки, Рожанский и Кортунов опубликовали совместную статью в журнале Димитрия Саймса «The National Interest». Авторы настаивали на необходимости усилить контакты между Трампом и Путиным ради решения ряда международных конфликтов. О том, кто же был «автором» этих конфликтов, в статье не указывалось.
ДАРТМУТСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НЕФТИ И ГАЗА
Институт Кеннана является активным продвигателем диалога между США и Россией в рамках так называемой «Дартмутской конференции». Она была основана в разгар «холодной войны» — в 1960 году при тайной поддержке президента Дуайта Эйзенгавера и советского лидера Никиты Хрущева. Начиная с 1972 года, это мероприятие публичной дипломатии организуется Фондом Кеттеринга и Институтом постоянного диалога, в котором Мэтью Рожанский является членом Консультативного совета.
Некоторое время Дартмутскую конференцию также возглавляли Генри Киссинджер и Евгений Примаков (бывший российский министр иностранных дел и директор Службы внешней разведки России). Однако она перестала существовать после распада Советского Союза. И вдруг в 2014 году, почти сразу после введения европейских и американских санкций за российскую аннексию украинского Крыма, конференция вдруг возобновилась.
Исполнительным секретарем Дартмутской конференции с американской стороны является именно Мэтью Рожанский. Российскую же сторону представляет Юрий Шафраник — бывший российский министр энергетики и нынешний председатель Российского союза производителей нефти и газа. Шафраника также часто приглашают в Вашингтон, где он делает доклады в Институте Кеннана. Дартмутская конференция непрозрачна, она не имеет официального веб-сайта, потому любая информация о ее участниках, повестке дня, датах и официальных спонсорах почти полностью отсутствует.
В России участники «диалога» с американской стороны имеют возможность насладиться «пятизвездочным» российским гостеприимством. Вот как Джилл Догерти, бывшая руководительница московского бюро CNN и нынешний член Совещательного совета Института Кеннана, описывает атмосферу одной из последних встреч в рамках Дартмутской конференции, проведенной в бывшей загородной правительственной резиденции Завидово в октябре 2017 года:
«Подпитываемые кофе, чаем, российской кухней и долгими прогулками по березовым скверам, наши российские и американские участники, некоторые из которых помогали формировать внешнюю политику своих правительств, рассмотрели многие вопросы, относительно которых наши страны не согласны».
Вернувшись в США, Догерти написала статью о Дартмутском диалоге, которая является хорошей иллюстрацией того, насколько некритически некоторые американские эксперты ретранслируют пропагандистскую доктрину Кремля. В частности, автор отметила о:
• «смехотворном» расследовании ФБР и Конгресса относительно возможного вмешательства Москвы в президентские выборы в США, а также совершенно «русофобский» Конгресс США;
• тревожной возможности перерастания американо-российского конфликта «во что-то неконтролируемое, с непредсказуемыми последствиями»;
• роли американских СМИ в разжигании страха перед Москвой;
• «комплексе утраченной империи», от которого якобы страдают Соединенные Штаты;
• обеспокоенности быстрой эрозией американской демократии.
На выводы автора можно было бы не обращать внимания, если бы эти наблюдения не включались в официальные рекомендации, которые предоставляются участниками Дартмутской конференции американскому правительству. Оценить качество этих «рекомендаций», к сожалению, невозможно, ведь они не презентуются публично.
КАРМЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ ПРИ АМЕРИКАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Посольство России в США активно насаждает американцам образ России как «культурной сверхдержавы». Решающую роль в этом процессе также играет Кармельский институт русской культуры и истории при Американском университете. Он был открыт в 2011 году в ответ на предложение российского посла в США Сергея Кисляка. Американский благотворитель Сьюзен Кармел Лерман подарила Американскому университету 2 миллиона долларов США именно для запуска Инициативы русской культуры. Лерман упоминала, что ей хотелось поддержать идею Кисляка и «посылы взаимодействия между россиянами и американцами, особенно среди младших поколений».
В 2012 году, только через шесть месяцев после запуска Инициативы, Лерман получила две дипломатических награды — одну от президента Франции Николя Саркози, а вторую от российского Министерства иностранных дел. В 2015 году Лерман получила Награду за корпоративную гражданскую позицию от Института Кеннана при Центре Вилсона. Вместе с ней такую же награду получил Петр Авен, связанный с Кремлем олигарх и совладелец «Альфа-Групп».
2016 году Путин принял Лерман в Кремле, где лично наградил ее российским Орденом Дружбы. Во время церемонии награждения американская благотворительница сидела около премьер-министра Дмитрия Медведева.
Инициатива Лерман сосредоточилась на содействии создания «крепких связей между российской и американской молодежью через музыкальные и театральные спектакли, киносеансы, конференции и студенческие обмены». Выступая на инаугурации Инициативы в Библиотеке Конгресса в октябре 2011 года, посол Кисляк отметил, что его план заключался в создании целого «консорциума американских университетов, заинтересованных в изучении русской культуры».
В 2011—2014 годах более 14 000 студентов и гостей из Вашингтонской городской агломерации приняли участие в социальных мероприятиях, обедах и вечеринках-знакомствах, организованных данной Инициативой. В 2015 году Лерман провела ребрендинг центра и превратила его в Институт русской культуры и истории. По словам его новоназначенного исполнительного директора Антона Федяшина, центр должен был «открывать для американских студентов Россию как культурную сверхдержаву».
Личность Антона Федяшина заслуживает особого внимания. Он родился в СССР и прибыл в США в детстве вместе с отцом Андреем Федяшиным, штатным репортером советского информационного агентства ТАСС. Его дед, Георгий Федяшин, был генералом Первого Главного управления КГБ.
Три года подряд, начиная с 2015-го, Федяшин был приглашенным лектором МГИМО. По словам историка Юрия Фельштинского, публикации и интервью Федяшина создают впечатление, что он является «профессиональным кремлевским пропагандистом, который привычно переворачивает все с ног на голову и легко доказывает читателю или слушателю, что черное — в действительности белое, а белое — это черное».
По некоторой информации, Антон Федяшин был куратором Марии Бутиной, обвиняемой в шпионаже в пользу России, которая прибыла в США в статусе студентки Американского университета и могла сотрудничать с Федяшиным (а также представительством «Россотрудничества» в Вашингтоне) в вопросе вербовки студенчества университета для сотрудничества с российской разведкой.
ФОНД АМЕРИКАНО-РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ПРОКРЕМЛЕВСКАЯ ПРОПАГАНДА
Сьюзен Лерман также продвигает диалог между США и Россией в качестве главного спонсора Фонда американо-российского культурного сотрудничества. Другими донорами фонда являются лояльные к Путину российские олигархи — Виктор Вексельберг, Петр Авен, Михаил Фридман, Вагит Алекперов и Владимир Евтушенков.
В 2012 году российские СМИ писали, что менеджеры предвыборного штаба Путина включили нескольких известных исполнителей и деятелей искусства, в частности пианиста Дениса Мацуева, дирижера Валерия Гергиева, джазового музыканта Игоря Бутмана и оперную певицу Анну Нетребко, в группу артистов, которые должны были агитировать за Путина. Важно отметить, что Фонд американо-российского культурного сотрудничества ни разу не пригласил в Вашингтон артистов или деятелей искусства, которые были бы в оппозиции к Кремлю. Все мероприятия Фонда только предполагали участие пропутинских исполнителей, таких как Мацуев, Гергиев и Бутман.
14 ноября 2017 года Кармельский институт русской культуры и истории вместе с Институтом Кеннана и Институтом постоянного диалога провели в Национальном соборе в Вашингтоне пресловутый концерт «За Единство!» В концерте принимали участие дирижер Валерий Гергиев и пианист Денис Мацуев, которые, как известно, публично поддержали аннексию Крыма и вскоре были объявлены в Украине «персонами нон грата».
Газета The Washington Post написала: «Это был необычный концерт... основанный на сомнительном посыле. Что именно имеется в виду под «единством?»
Представители украинской и российской диаспоры организовали протесты перед входом в Национальный собор, а посольство Украины в США выразило обеспокоенность, что таким концертом ряд американских неприбыльных организаций фактически поддержали «платформу российской пропаганды и манипуляции общественным мнением в США».