Некоммерческий стартап-инкубатор «1991 Open Data Incubator» на сегодняшний день является первым успешным, как минимум в Украине, примером взаимодействия IT-активистов, необщественных организаций, крупного бизнеса и государственного сектора.
За восемь месяцев работы инкубатор «1991» вывел на рынок украинских стартапов 21 сервис, которые используют открытые данные и, таким образом, «оцифровывают» агропромышленную и энергетическую сферы экономики, а также улучшают инфраструктуру городов.
На прошлой неделе было презентовано пять последних из них — выпускников второго набора акселерационной программы в «1991».
Последние три месяца команды работали над превращением своих идей и наработок в полноценный проект. Это онлайн-платформа, позволяющая трансформировать бумажные данные в электронные файлы и отслеживать динамику медицинских показателей — Medics, система контроля за потоком пациентов в медицинских учреждениях — «Поликлиника без очередей», сервис, способный анализировать генетический код человека, оценивать риски и физические возможности, — MyHelix. Приложение «Лекарства Контроль» позволяет проверять препараты на подделки и избегать манипуляций со стороны фармкомпаний, подбирая аналоги лекарственных средств, а сервис для водителей «Штрафы UA» дает возможность мгновенно проверять наличие штрафов, легко оплачивать их и избегать начисления пени.
О работе команд во время инкубационной программы, их перспективах в будущем и о том, как увеличить в Украине количество цифровых «агентов перемен» «День» пообщался с соучредителем инкубатора «1991» и ОО SocialBoost Денисом ГУРСКИМ.
— Какие основные отличия между первой и второй инкубационной программами с точки зрения предложенных идей, эффективности работы команд и тому подобное?
— Во втором наборе было гораздо меньше участников, поскольку мы решили брать меньше проектов, но работать с ними интенсивнее. В первой волне были проекты, которые завершались получением инвестиций или грантов. У выпускников второй волны пока таких результатов нет. Но, с другой стороны, у всех команд есть пилотный клиент, с которым они уже начали работать и тестировать свои разработки. Это, мне кажется, очень полезно. Особенно для инвесторов. И результаты, которые мы ожидаем после второго набора, — значительно выше.
В первом цикле из 12 команд четыре через короткое время получили финансирование. Менее всего — 3 тысячи долларов, больше всего — 150 тысяч долларов. Но говорить об инвестиционной составляющей второго набора пока рановато. Например, с участниками первой волны этот результат формировался в течение месяца-полтора.
— 21 проект за восемь месяцев — очень высокий показатель для отечественного рынка стартапов на открытых данных. По сравнению с другими странами, где также активно развивается это направление, насколько активен такой рост в Украине?
— Во-первых, реформа открытых данных у нас произошла только в прошлом году. В Великобритании, для сравнения, это произошло в 2006 году. Соответственно, это немного разный уровень доступности данных, их качества и количества, что очень важно. Поэтому я считаю, что для страны, которая недавно провела реформу открытых данных, это очень хороший показатель.
На первом отборе нам предложили около 200 идей. Сейчас у нас продолжается набор на третью программу, и количество желающих только растет, потому что увеличивается количество открытых данных, и люди начинают думать в этой парадигме.
С другой стороны, открытие данных послужило катализатором для украинского рынка стартапов в целом. Сейчас Open Data Incubator 1991 — самая большая в Украине инкубационная программа по сравнению с работой коммерческих инкубаторов, которые в нашей стране остались после последнего финансового кризиса.
— Какими инструментами можно стимулировать появление новых «агентов перемен»?
— Проекты на открытых данных — такие же проекты, как и все остальные. Поэтому, мне кажется, нам нужна национальная программа поддержки всех стартапов. Это, видимо, уже робота ОО SocialBoost, возможно, в партнерстве с другими государственными учреждениями, ассоциациями инвесторов и стартпов.
Сегодня у нас стартап не оформлен как отдельная юридическая категория. Есть только ФЛП и ООО. И это проблема для инвесторов, потому что эти формы собственности не предусматривают стандарты работы, которые приняты в мире.
С другой стороны, у самих стартаперов нет мотивации делать проект и регистрировать юридическое лицо в Украине, потому что нет никаких льгот. Например, на севере города Нью-Йорк, в штате Нью-Йорк, очень много предприятий, которые устарели и прекратили свою работу. И штат решил разработать программу поддержки для стартаперов. Например, они позволяют приватизировать инвестору эти старые здания при условии, что в них откроется коворкинг, инкубатор или акселератор — что-то, что стимулирует молодых людей приходить и делать продукты. С другой стороны, есть небольшое количество крупных компаний, в которые пытаются устроиться молодые люди. Для этого штат разработал систему мотивации. Например, если сотрудника нанимают в стартап, он три года может не платить за себя налоги. То есть можно пойти в крупную компанию, а можно рискнуть пойти в проект, при этом получая на 40-50% больше, потому что вы не платите налоги.
Премьер-министр Индии предложил десять шагов навстречу стартапам. Первый из них — работа с недвижимостью. Если вы продали собственное жилье и доказали, что эти деньги вы вложили в стартап, то вы освобождаетесь от налогов на три года.
У нас таких методов стимулирования нет, и потому стартап-культура очень медленно формируется. Конечно, открытие данных этому способствует. Но нужно людей, которые чего-то достигли в жизни, конвертировать в предпринимателей. Государственная программа поддержки стартапов могла бы включить в себя все эти пункты. И мне кажется, сейчас удачный политический момент, если бы представитель госсектора вышел с такой программой и сделал хорошо всем и себе. Потому что человека, который бы отвечал за стартапы в правительстве, — нет.
— На каких направлениях работы Open Data Incubator 1991 планирует концентрироваться в дальнейшем?
— Есть большая заинтересованность в распространении программы развития стартапов по разным городам. К нам проявили высокую заинтересованность мэры Одессы, Львова, Ивано-Франковска и Днепра. И мы планируем открыть там локальные программы для того, чтобы использовать местные данные и создавать местные решения.
Также мы сейчас работаем над открытием нашего инкубатора за рубежом. Он будет создан по примеру национального инкубатора открытых данных в Украине — будет работать с министерствами и их данными. В понедельник я вернулся из Молдовы, где мы провели переговоры с правительством и потенциальными местными партнерами. Мы уже имеем финансирование на открытие инкубатора в этой стране от фонда Western NIS Enterprise Fund. Но, видимо, нужно немного подождать, потому что в будущем месяце там состоятся выборы президента, что приведет к определенным правительственным изменениям.
Кроме этого, мы будем создавать преакселерационную программу. Мне кажется, это может быть полезно людям, имеющим идею или даже не имеющим, но желающим что-то создать. И когда им начинаешь рассказывать об основных составляющих стартапа, как должна выглядеть проблема и решение, то рано или поздно они приходят к идее и начинают ее разрабатывать. Например, таким образом появилась идея проекта «Штрафы UA».