Крупный украинский бизнес устал от бесконечных корпоративных войн. Открытые акционерные общества массово преобразуются в закрытые. Это дает возможность выстроить дополнительную стену в крепости, защищающую компанию от враждебного поглощения. Согласно закону, с 1 января акции ЗАО нельзя продавать третьим лицам без ведома акционеров предприятия. Быть открытым акционерным обществом в наше время все равно, что выставлять товар на витрине магазина во время бомбежки. За последнее пару месяцев в закрытые компании преобразовались «Ривнеазот», «Укрферри», «Киевоблэнерго», «Ривнеэнерго», «Борщаговский фармкомбинат», в процессе реорганизации находится «Укрпластмаш». Главным мотивом для решения о переходе в форму ЗАО, как правило, является боязнь поглощения мощной промышленно-финансовой группой. Их сегодня в стране 4-5, и постепенно вся высокодоходная часть экономики концентрируется этими холдингами.
Специалисты фондового рынка комментируют наметившуюся тенденцию, как вполне ожидаемую. «ЗАО — это форма защиты, — говорит президент инвестиционной компании «Тект» Вадим Гриб, — проблема корпоративных конфликтов сегодня наиболее актуальна. Я думаю, что ближайшие пару лет эта тенденция будет только нарастать. Несовершенно законодательство, нет корпоративной культуры, правил игры, есть беспринципность судей общей юрисдикции, которые вмешиваются в хозяйственные процессы. Все это способствует тому, что громкие скандалы будут вспыхивать вновь и вновь. В ближайшие два года для юристов, которые позиционируют себя в области корпоративного права, работы будет хоть отбавляй».
Среди компаний, в последнее время устроивших целую серию преобразований из открытого в закрытое акционерное общество, «Киевоблэнерго» была одним из ярких примеров. Буквально накануне собрания акционеров в столице появились слухи об угрозе скупки акций компаний структурами, за которыми стоит российский капитал. Впрочем, в самой «Киевоблэнерго» предпочитают называть другие причины, которые делают форму ЗАО более выгодной. «С предложением преобразоваться в закрытое акционерное общество выступил один из миноритарных акционеров компании. Среди аргументов прозвучало повышение управляемости и снижение административных затрат. Эти аргументы были поддержаны», — сообщил Олег Стрекаль, директор по внешним связям ЗАО «А.Э.С. Киевоблэнерго». Он отметил, что после формального «закрытия» компания осталась верна принципам публичного бизнеса и информационной открытости. Это лишний раз указывает на истинные мотивы преобразования.
Впрочем, оказалось, форма ЗАО тоже имеет свои недостатки. Теоретически, при большом желании продавца и «энтузиазме» покупателя, и сейчас можно организовать поглощение закрытой компании. Просто для этого нужно сделать публичное объявление о сделке, но так, чтобы не узнали те, кому нужно. «Кодекс предусматривает норму, согласно которой при покупке акций ЗАО необходимо сделать публичные предложения всем акционерам, но как технически это сделать, до сих пор не прописано. Достаточно ли просто объявления и таким образом уведомления всех или нужно сообщить каждому персонально? И, кроме этой, еще многие процедуры прописаны нечетко», считает Вадим Гриб, отмечая, что ЗАО может стать лишь временным прибежищем для собственников компаний, желающих избежать скупки более крупным бизнесом.
Любопытно, что в Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку процесс преобразования открытых АО в закрытые только приветствуют. Там надеются, что в итоге корпоративных скандалов станет меньше, а значит, и головной боли поубавится. В комиссии рекомендуют предприятиям преобразовываться не в ЗАО, а сразу в общество с ограниченной ответственностью, чтобы уж ничего не бояться. «Открытые акционерные общества в нынешнем виде не нужны ни им самим, ни украинской экономике. Одни скандалы от них», — говорит Сергей Бирюк, заместитель председателя ГКЦБФР. Сегодня в Украине около 20 тысяч открытых акционерных обществ. Для сравнения — в США публичных компаний в два раза меньше. Объяснение у этого парадокса довольно простое: «серьезным людям» не пристало организовывать какое-то «лтд». Акционерная форма намного престижнее. А уж на что ради престижа не пойдешь. «У нас сначала все нарегистрировали ОАО, а потом уже поняли, что это такое», — выносит вердикт Сергей Бирюк.
В виде открытых акционерных обществ почему-то предпочитает создавать предприятия и украинское правительство. Хотя изначальный акционер у таких компаний один — государство. Итогом этой явной ошибки стали весьма успешно реализуемые в Украине поглощения госпредприятий и рождение целой эпохи теневой приватизации. Частный бизнес, похоже, первым осознал всю «открытость» этой модной формы организации бизнеса. Лозунг «пора закрываться» все громче звучит над окопами корпоративных конфликтов. Открытыми, похоже, постепенно останутся лишь акционерные общества, рассчитанные на широкое привлечение инвестиций путем выпуска акций.