Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Акциз европейского образца

Кого защитит, а кого обидит?
5 июля, 2005 - 19:48
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Волна реформирования, захватившая налогообложение, докатилась и до акцизов. Под эгидой Украинского национального комитета Международной торговой палаты представители Кабмина, Секретариата Президента, другие заинтересованные в этом вопросе ведомства и несколько бизнесменов решили, грубо говоря, обсудить дальнейшую судьбу акцизной марки. И решили: европеизировать государственную акцизную политику.

Собственно, это вполне совпадает с программой адаптации законодательства Украины к праву ЕС, которая планировала уже к 2007 году пересмотреть непрямые налоги. Впрочем, задача эта — не из легких. Как заявила заместитель начальника управления финансовой политикой Кабмина Инна Дмитренко, пересматривая акцизы, нельзя упускать из внимания их полифункциональность: они наполняют бюджет, защищают интересы потребителя и, в идеале, должны защищать интересы производителя. Однако с последним утверждением можно поспорить. Как заявила генеральный директор ЗАТ «Укрпиво» Галина Коренькова, несмотря на то, что в годы независимости пивная отрасль каждый год увеличивала объемы производства на 15—22%, в последние два темп значительно снизился. Причину она видит в том, что за это время акцизный сбор был повышен в два раза, и это при том, что, по ее информации, «теневого» продукта на рынке практически нет.

Однако именно эти повышения директор научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Игорь Чугунов назвал среди шагов, которые уже были сделаны для европеизации акцизов. Это смешанная система налогообложения табака, введение акцизных складов, подакцизность нефтепродуктов, увеличение ставок на спиртное, пересмотр объемов сбора акциза. По его словам, последнее имеет особое значение для Украины, поскольку именно акциз занимает второе место по сумме вклада в бюджет (2— 2,5 % ВВП), уступая в этом только НДС. Чугунов признает, что на пути реформирования акцизов еще немало проблем. Основная — формирование акцизной политики как таковой. Ставки должны быть приближены к европейским стандартам, что позволит правительству за этот счет увеличить доходную часть бюджета. Но при этом производители подакцизных товаров не должны думать, что государство опять хочет заработать за их счет. Поэтому Чугунов предлагает ввести специфические акцизы, которыми будут облагаться алкоголь, табак, нефтепродукты, автомобили и запчасти к ним. Это, по его мнению, будет и дополнительным взносом в госбюджет, и позволит восстановить справедливость, которую он понимает как обязанность производителей компенсировать негативное влияние всего вышеперечисленного на здоровье людей. По его словам, даже если производители с повышением акциза поднимут цены на товары, ничего страшного не произойдет: потребители этих товаров — люди обеспеченные и способны платить больше. А вот товары, которые ориентированы также и на малообеспеченных, облагать повышенным акцизом нехорошо. А вот на более дорогие и качественные товары всех категорий акциз предлагается увеличить. Таким образом, если вы, даже принадлежа к малообеспеченной прослойке общества, когда- нибудь получите возможность порадовать своих близких нормальной колбасой или йогуртом, а не сосисками сомнительного происхождения, то за это придется заплатить (компенсируя производителям этих чудесных продуктов повышенный акцизный сбор). Что уж тут говорить о мелком фермере, периодически заправляющем свою машину и трактор...

Бесспорно, в бюджет будет попадать значительно больше денег и зарплаты бюджетникам, а также пенсии, возможно, еще вырастут, вот только компенсирует ли это гражданам повышение цен, которое последует за увеличением акцизных сборов? Крупный бизнес, может, и выдержит такие скачки, а вот для среднего и малого, кого Президент во время предвыборной кампании обещал защищать от чиновничьего произвола, это может стать ну если не последним гвоздем в гробу, то очень внятным звонком. Тем более что к задаче европеизации акциза повышение ставок на самом деле никакого отношения не имеет. Как отметила Коренькова, практически везде в ЕС малый и средний бизнес при определении акцизной политики пользуется определенными преимуществами. У нас такой традиции пока нет.

Зато есть активная позиция ГНАУ, о которой заместитель директора департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля над производством и обращением подакцизных товаров Наталия Глинская объявила на круглом столе. По ее словам, создать одинаковые условия для всех плательщиков акцизного сбора — задача №1. В числе мер, которые предпринимала и предпринимает ГНАУ для повышения эффективности этого налога, были упомянуты и контрольно-учетные марки, вызвавшие серьезные прения среди руководства страны. Как рассказал завотделом внешнеэкономической политики экономической службы Секретариата Президента Александр Попов, в Кабмине уже возникли определенные сомнения в целесообразности введения дополнительных марок на алкогольные напитки и табачные изделия с указанием номера партии, названия товара. По его словам, это будет очень обременительно производителям и не принесет практически никакой отдачи. Но больше всего производителей беспокоит то, что правительство никак не может договориться и решить, что, в конце концов, будет с акцизами. Как заявил директор по корпоративным вопросам «GT Интернэшнл компани Украина» Дмитрий Редько, производители табачной продукции хотят от правительства только отработанной политики и долгосрочных проектов. А вот менеджер по связям с государственными организациями АО «Филипп Моррис» Олег Воличек уверен: стремясь в ЕС, наши законодатели должны помнить о том, что те правила — стойкая система, и если уж перенимать, то перенимать нужно все, а не какой- то один элемент. Иначе, как это случилось после изменений в табачных акцизах в мае этого года, стремление приблизиться к Европе только отбросит нас от нее еще дальше.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ