Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр МОРОЗОВ: «На смеси неправды, неинформированности и нарушений легко поскользнуться»

18 ноября, 1998 - 00:00


В минувшем году более 14 тысяч человек получили дивиденды, а за нынешний, в котором компания сработала ничуть не хуже, не получат ничего (если постановление будет исполняться) и даже потеряют свою собственность — акции


Принятое Верховной Радой в начале ноября постановление «О результатах расследования обстоятельств передачи пакета акций Национальной акционерной страховой компании, находящейся в государственной собственности, в уставный фонд акционерной компании «Госинвест Украины» вызвало большой интерес читателей. В их письмах идет речь о том, что события вокруг «Оранты» могут отразиться на ее деятельности, поставить под угрозу выполнение обязательств перед застрахованными.

Корреспондент «Дня» встретился с председателем наблюдательного совета Национальной акционерной страховой компании (НАСК) «Оранта» Александром МОРОЗОВЫМ. Разговор начался именно с этих опасений.

— «Оранта» — это акционерное общество, в котором преобладающий пакет акций принадлежит государству, им же и управляется, и никаких потрясений, способных повлиять на нынешнее весьма устойчивое положение компании, не предвидится. Так что граждане, с которыми мы работаем, могут быть спокойны.

Другое дело, что некие заинтересованные лица уже не впервые добиваются пересмотра решения о передаче принадлежащих государству акций НАСК «Оранта» в уставный фонд государственной же компании «Госинвест», надеясь при этом осуществить свои притязания на руководящие посты в «Оранте».

Таковы корни коллизии, возникшей в связи с принятием Верховной Радой этого постановления. Что касается самого постановления, то я могу утверждать, что оно готовилось и принималось впопыхах, с нарушением процедуры. Достаточно сказать, что его авторы не обращались ни в «Госинвест», ни в «Оранту», не изучили учредительных документов. Поэтому их утверждения о незаконности приватизации «Оранты» и передачи ее акций «Госинвесту» не выдерживают критики. И это понятно: они просто не имели необходимой информации. Голосовавшие за предложенный проект постановления народные депутаты были вынуждены принимать решение, руководствуясь непроверенными фактами. Им стоило бы предварительно ознакомиться с постановлением Высшего арбитражного суда Украины.

— При обсуждении упомянутого постановления «Госинвест» обвиняли в использовании средств «Оранты»...

— Управлять государственными акциями и присваивать государственные средства — это, согласитесь, разные действия. За весь период управления пакетом акций НАСК «Оранта» «Госинвест» провел с этой компанией лишь одну финансовую операцию — по договору страхования транспортных средств «Госинвеста» и его сотрудников.

К сожалению, это не единственная «неточность», которая повлияла на характер принятого ВР постановления. По итогам 1997 года НАСК «Оранта» не только не ухудшила, как утверждалось, работу, а наоборот, увеличила свою долю на страховом рынке до 22,3%.

В 1997 году компания получила прибыль в размере 14 млн. грн. Из них 1,2 млн. грн. перечислено в бюджет как дивиденды государства на акции в уставном фонде «Оранты». Эта сумма составляет 46% всех поступлений в бюджет от акций, принадлежащих государству в уставных фондах акционерных обществ. Дивиденды перечислялись напрямую в бюджет, и «Госинвест» ни секунды не пользовался ими, они не проходили через его счета даже транзитом. Разве это можно расценивать как неэффективное управление государственной долей в НАСК «Оранта»? И это при том, что в 1996 году убытки компании составили 1,5 млн.

— Как формировался наблюдательный совет «Оранты» и действительно ли государство утратило в нем свое влияние?

— Согласно действующему законодательству в состав наблюдательного совета могут входить исключительно представители акционеров. При его формировании акционеры руководствовались принципом пропорциональности и равноправия, в результате чего в совет вошли представители «Госинвеста», Фонда государственного имущества и трудового коллектива, то есть были учтены интересы всех акционеров компании. 24 апреля 1998 года на общем собрании акционеров было принято решение ввести в состав совета также представителя правительства. Так что контроль государства, наоборот, не ослабел, а усилился.

— Как вообще оформляется передача государственного пакета акций в управление?

— В соответствии с законодательством Украины между Фондом госимущества и лицом или организацией, которым госпакет акций передается в управление, подписывается договор-поручение с четким определением полномочий и обязанностей. Такой договор подписан и со мной. Его легитимность была подтверждена премьер-министром Украины. О результатах выполненной работы я регулярно отчитывался перед Фондом. Что же касается мнения о том, что пакетом акций НАСК «Оранта» от имени государства должен управлять «Укрстрахнадзор», то хочу отметить, что это полностью противоречит антимонопольному законодательству и функциям этого ведомства. Такое управление приведет к парадоксальной ситуации, при которой государственный орган, обязанностью которого является контроль за деятельностью страхового рынка Украины, одновременно будет управлять крупнейшей страховой компанией.

— Называя «Оранту» крупнейшей страховой компанией, вы помните, что у нее не такой уж большой уставный капитал?

— Действительно, ситуация парадоксальна: самая крупная страховая компания Украины имеет уставный капитал в 954 000 гривен. Решение об индексации и последующей эмиссии принято, но, как известно, процесс приватизации НАСК «Оранта» в настоящее время не закончен, и это не позволяет провести индексацию капитала и, впоследствии, дополнительную эмиссию акций. В данной ситуации практически все зависит от действий Фонда госимущества. Госинвест неоднократно направлял свои предложения и в Фонд, и в Кабинет Министров Украины с предложениями по ускорению этого процесса.

— Но в постановлении ВР указывается, что приватизация «Оранты» вообще не соответствует действующему законодательству. Какие это может иметь последствия?

— Прежде всего, отмечу, что постановление накалило социальную обстановку в трудовом коллективе, все члены которого являются акционерами «Оранты». В минувшем году более 14 тысяч человек получили дивиденды, а за нынешний, в котором компания сработала ничуть не хуже, не получат ничего (если постановление будет исполняться) и даже потеряют свою собственность — акции. Но с правовой точки зрения им, конечно, ничто не угрожает, поскольку в постановлении одна ветвь власти — законодательная — приняла решение вместо другой — судебной. Только суд в соответствии с Конституцией Украины может принимать решение о законности или незаконности каких-либо действий. И я надеюсь, что народные депутаты осознают свою ошибку...

— Говорят, сейчас идет активная торговля акциями «Оранты», причем не только на территории Украины.

— Судите сами, 78% акций находятся в государственной собственности, и проводить с ними любые операции невозможно исходя из норм действующего законодательства. 22% акций находятся на руках у членов трудового коллектива. Ими можно распоряжаться по усмотрению владельца, и, возможно, кто-то их и продавал. При этом я еще раз подчеркиваю, что ни одной акции из пакета, переданного «Госинвесту», не продавалось. И не было таких планов.

— С какой целью был создан концерн «Оранта» и чем вызвано стремление его ликвидировать, отраженное в постановлении ВР?

— Решение о создании концерна было принято на основании действующего законодательства общим собранием акционеров НАСК «Оранта», причем единогласно, а Кабмин своим постановлением поддержал эту инициативу.

Целью концерна является объединение усилий НАСК «Оранта», ЗАО «Оранта-Капитал» и ЗАО «Страховая компания «Оранта-Жизнь» в проведении страховой политики на рынке Украины с использованием опыта ведущих стран мира, а также финансового, интеллектуального потенциала участников концерна для повышения уровня страховых услуг на рынке Украины. Ставится также задача интеграции в мировое страховое сообщество. В результате это должно привести к росту объемов страховых услуг и, соответственно, к увеличению поступлений в бюджет. При поддержке государства концерн через определенное время может приблизиться к уровню ведущих страховых компаний мира. На нашем рынке действуют и другие страховые компании. Усиление конкурента им, естественно, не нравится, хотя Антимонопольный комитет не видит в концерне монополиста. Нас упрекают в том, что концерн будет руководить действиями «Оранты». На самом деле все наоборот: учредителем концерна является исключительно НАСК «Оранта», а названные общества всего лишь участники, и, следовательно, решающее слово при решении всех вопросов принадлежит исключительно «Оранте». Так, после создания концерна «Оранта» все имущество «Оранта-Капитал» переходит под контроль НАСК «Оранта» путем прямого управления.

Как видите, вокруг «Оранты» сегодня пытаются разлить смесь неправды, неинформированности и пренебрежения правом. Поскользнуться на ней было бы опасно для нашей страны.

Вел интервью Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ